Главная      Поиск слова:


Япония

Значение слова:

Япония - государство в Азии, расположенное на группе островов в западной части Тихого океана, крупнейшие из которых - Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку. Столица - г. Токио. Административное деление: 47 префектур, включая префектуры городов Токио, Осака и Киото, а также префектуру острова Окинава. Особую административную область представляет о. Хоккайдо. Действующая Конституция была подготовлена группой японских и зарубежных (в основном - американских) экспертов и принята парламентом Я. 24 августа 1946 г. Вступившая в силу 3 мая 1947 г. Конституция сохраняет конституционную монархию, однако в отличие от прежней Конституции 1889 г. провозглашает в преамбуле принцип народного суверенитета. Она также придает парламенту статус высшего органа государственной власти, ограничивает компетенцию императора, провозглашает принцип разделения властей. Статья 9 устанавливает, что "японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров". В силу этого Я. не может иметь классических вооруженных сил. В стране существуют так называемые силы самообороны. Глава государства - император. Императорский трон наследуется только по мужской линии, при этом предпочтение отдается старшему сыну. По Закону об императорском доме 1947 г. порядок наследования престола охраняет Совет императорского двора (состоит из членов императорской семьи, премьер-министра, председателей обеих палат парламента, председателя Верховного суда и одного из его членов). 7 января 1989 г. на престол вступил Император Акихито, сменивший своего отца Хирохито после его кончины. Согласно ст. 1 Конституции, император является символом государства и единства нации, а поэтому, в силу традиции, является как бы национальным достоянием. Его статус и действия определяются волей народа и его законных избранников - парламента и Кабинета Министров. По Конституции, император обладает правом промульгации поправок к Конституции, законов, актов правительства, созыва парламента и роспуска его нижней палаты, объявления всеобщих выборов, подтверждения назначений и отставок высших должностных лиц. Он выполняет также множество протокольных и церемониальных обязанностей. Центральное место среди институтов государственной власти занимает японский парламент. Статья 41 Конституции Я. определяет его "высшим органом государственной власти и единственным органом государства". Парламент состоит из двух палат. Палата представителей (Сюгиин) в составе 511 депутатов избирается всеобщим голосованием сроком на 4 года. Палата советников (Сангиин) состоит из 252 членов, избираемых на 6 лет; при этом 152 члена палаты избираются от 47 префектур, а 100 - от всей страны на основе системы пропорционального представительства. Палата советников обновляется наполовину каждые три года. Палата представителей может быть досрочно распущена императором по предложению премьер-министра. Верхняя палата не может быть распущена. Законопроекты принимаются обеими палатами простым большинством голосов. В случае разногласий между палатами решающее слово принадлежит Палате представителей, которая может провести закон при повторном голосовании большинством не менее двух третей присутствующих представителей. Палате представителей принадлежит также исключительное право законодательной инициативы в отношении бюджета и финансовых законопроектов. Все принятые законы подписываются министром, в компетенции которого они находятся, затем контрассигнуются премьер-министром, после чего направляются императору, который промульгирует их от имени народа. Парламент осуществляет контроль за деятельностью правительства, прежде всего, используя свое право интерпелляции, а также проведения парламентского расследования. В начале каждой сессии премьер-министр, министр иностранных дел и министр финансов выступают с изложением основных направлений своей деятельности. Правительство - Кабинет Министров - формируется парламентом. Согласно Конституции, не менее (фактически более) половины членов правительства должны быть членами парламента. Вначале обе палаты избирают кандидата на пост премьер-министра, который после назначения его императором предлагает на утверждение императора кандидатуры министров, предварительно согласовав их с парламентскими партийными группами. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом. В случае отставки премьер-министра правительство уходит в отставку в полном составе. В случае выражения правительству вотума недоверия или принятия резолюции порицания глава правительства принимает решение об отставке правительства либо предлагает императору в 10-дневный срок распустить Палату представителей. Особенностью структуры правительства является наличие у каждого министра двух заместителей: парламентский заместитель (как правило - депутат парламента) уходит в отставку вместе с министром, в то время как административный заместитель, представляющий чиновников, в случае отставки министра остается в министерстве, обеспечивая тем самым преемственность и стабильность управления, независимо от перипетий политической борьбы. Состав правительства небольшой: 12 министров, возглавляющих соответствующие министерства, и 8 государственных министров, возглавляющих Управление Кабинета Министров. Судебная система современной Японии сложилась в ходе реформ 1947-1948 гг. и включает в себя Верховный суд, выполняющий функции высшей судебной инстанции страны, а также функции конституционного контроля; 8 Высших судов, выполняющих, в основном, функции апелляционной инстанции по гражданским и уголовным делам; Окружные суды (50 судов с 242 отделениями), в которых рассматривается основная масса дел. Имеются Суды по семейным делам, а также большое количество Дисциплинарных судов, в которых судья единолично рассматривает незначительные гражданские иски и мелкие уголовные дела. (А. К.)
- государство в Восточной Азии, расположенное на четырех крупных островах - Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю - и многочисленных близлежащих мелких островах. Япония - унитарное государство, разделенное на 47 префектур. Местное управление осуществляют выборные префектуральные собрания. Главные должностные лица в префектурах - губернаторы. Конституция 1946 г. установила конституционную монархию, провозгласив императора "символом государства и единства нации". Однако реальная власть императора практически сведена к нулю, поскольку он отстранен от самостоятельного решения вопросов государственной политики. Все действия императора должны осуществляться по совету и с одобрения Кабинета министров. Среди них наиболее важными являются: назначение премьер-министра по представлению парламента и главного судьи Верховного суда (ВС) по представлению правительства; обнародования поправок к Конституции, законов, указов правительства; созыв парламента и роспуск палаты представителей; назначение и отстранение от должности министров. Конституция оставила за императором, по существу, лишь церемониальные функции, традиционно осуществляемые в монархиях главой государства: обращение к парламенту с речью на открытии очередной сессии, принятие верительных грамот от послов иностранных государств, подписание официальных документов. Высший орган государственной власти в стране - парламент (Кок-кай), состоящий из двух палат. В состав палаты представителей (Сю-шин), которая избирается сроком на 4 года, входят 511 членов, в состав палаты советников (Ван-шин)- 252 члена. Срок полномочий членов палаты советников составляет 6 лет с обновлением половины состава каждые 3 года. Делегаты обеих палат избираются на основе всеобщего избирательного права. Очередные сессии парламента проводятся раз в год. В случае необходимости правительство может вынести решение о созыве чрезвычайных сессий. Каждая палата, прежде чем обсудить внесенный законопроект, должна передать его на рассмотрение постоянного комитета. Правом законодательной инициативы обладают члены палат и правительство: депутаты могут представить законопроект в том случае, если он будет поддержан 20 депутатами в нижней палате и 10- в верхней. Право принятия законов является исключительной прерогативой парламента. Конституция предусматривает два способа принятия законов. Первый - одобрение законопроекта обеими палатами. Второй - повторное одобрение палатой представителей законопроекта, отклоненного палатой советников. Решающее слово остается за палатой представителей и при решении вопросов о бюджете, и при заключении международных договоров, и при назначении премьер-министра. Помимо вышеперечисленных к числу наиболее важных полномочий парламента относится контроль за деятельностью исполнительной власти, который осуществляется, как правило, в форме интерпелляций и парламентских расследований. Высший орган исполнительной власти в стране - правительство Я., Кабинет министров. В него входят премьер-министр, министры-руководители министерств и ведомств без портфелей. Премьер-министр назначается императором по представлению парламента из числа членов парламента. Премьер-министр назначает министров, большинство которых должно входить в состав парламента. По требованию премьер-министра министры могут быть отстранены от должности. Правительство проводит в жизнь законы, осуществляет руководство государственными делами, внешней политикой, заключает международные договоры (с одобрения парламента), составляет бюджет и вносит его на рассмотрение парламента, принимает решения об амнистиях, о смягчении и отсрочке наказаний, назначает членов ВС и судей низших инстанций. Кабинет министров наделен также правом законодательной инициативы - именно он представляет большинство законов, принимаемых парламентом. Конституция закрепляет принцип коллективной ответственности правительства перед парламентом. Если палата представителей принимает резолюцию о недоверии правительству, оно должно выйти в отставку в полном составе, либо император по совету и с согласия Кабинета распускает палату представителей. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА Общая характеристика. Современная правовая система Я. в своих основных чертах сформировалась в эпоху Мэйдзи ("просвещенного правления"), начавшуюся с буржуазной революции 1867-1868 гг. и закончившуюся в первом десятилетии XX в. Несмотря на незавершенный, компромиссный характер самой революции, за ней последовали весьма существенные реформы социального, экономического и государственно-политического характера, в том числе и в правовой сфере. До этого на протяжении нескольких веков Я. находилась под сильным влиянием Китая, которое сказывалось и в области права. В частности, первые памятники японского права, появившиеся вначале Vila. (в эпоху Тайка), представляли собой юридические сборники, составленные по образцу китайского законодательства, но отличавшиеся большим своеобразием. В этих издаваемых императорской властью сборниках, именуемых рицурё, перечислялись обязанности лиц, принадлежавших к различным слоям японского общества, и наказания, которым должны были подвергаться нарушители. Начиная с XIII в., по мере усиления феодальной раздробленности страны, основную роль в качестве законоположений стали играть не императорские рицу-рё, а акты правящих феодальных кланов. В эпоху сёгунов (фактических правителей страны) из рода Токугава (1603-1868) была окончательно закреплена строго иерархическая система японского общества, лишавшая его низшие слои каких-либо прав. Важнейший нормативный акт этого периода - "Кодекс из ста статей", или "Сто законов" (1742). который явился результатом упорядочения основного содержания прежних законов и норм обычного права, выработанных феодалами. В него было включено сравнительно немного норм, относящихся к гражданскому праву, и поэтому торговые и многие другие отношения по-прежнему регулировались обычным правом. Основную массу статей кодекса составляли нормы материального и процессуального уголовного права. Конкретное его содержание было известно только судьям и их феодальным чиновникам, руководствовавшимся принципом "Народ не должен знать законов, но лишь подчиняться им". Они исходили при этом из концепции древнекитайского права, согласно которой неизвестность грядущего наказания сильнее удерживает от преступления, нежели точное знание определенного наказания. Кодекс закреплял систему сословного неравенства, предусматривая различные наказания за посягательства на интересы феодалов или крестьян и различную ответственность феодалов и крестьян. Система наказаний отличалась крайней жестокостью, она включала квалифицированные виды смертной казни, телесные и позорящие наказания, в том числе битье палками из мягкого или жесткого бамбука и т.п. В феодальной Я. один и тот же административный чиновник (буге) выполнял служебные обязанности и прокурора, и судьи. Широко применялись пытки - с их помощью у обвиняемого стремились во что бы то ни стало вырвать признание, без которого нельзя было вынести обвинительный приговор. В эпоху Мэйдзи была отменена феодальная собственность на землю и формальные различия между сословиями, провозглашена свобода выбора профессии и места жительства, проведена административная реформа. Существенным преобразованиям подверглась и вся система японского законодательства, по существу заново была создана единая для всей страны сеть судебных органов, начали претворяться в жизнь новые принципы проведения предварительного следствия и судопроизводства, хотя и в этой области феодальные пережитки надолго сохранили свое влияние. Создание новой правовой системы и нового суда проходило в условиях острой борьбы между сторонниками реакционных, бюрократических и прогрессивных методов управления обществом. Первая Конституция Я. 1889 г. (Конституция Мэйдзи) вопреки требованиям либеральных слоев правящих классов и более демократических кругов общества, участников "движения за свободу и народные права" была составлена по прусскому образцу и провозгласила императора носителем верховной власти, предоставив ему широчайшие полномочия и резко ограничив права парламента. Права подданных японского императора также были сведены к минимуму. Законодательство, регулирующее отдельные отрасли права, на протяжении эпохи Мэйдзи подвергалось неоднократным изменениям. В 1873 г. на должность юридического советника японского правительства и для подготовки проектов современных кодексов по важнейшим отраслям законодательства был приглашен французский юрист, профессор Г. Буассонад. В 1891 г. был опубликован подготовленный им проект Гражданского кодекса (ГК) Я., составленный по образцу французского законодательства. Однако вступлению в силу этого кодекса, намеченному на 1894 г., воспрепятствовали противники радикальных преобразований под предлогом нарушения национальных традиций. В результате тремя японскими юристами был подготовлен новый проект, ориентированный уже на образец германского гражданского законодательства 1896 г., хотя и вобравший в себя многие положения кодекса Буассонада. В 1898 г. этот проект был издан в качестве ГК. Был отвергнут и проект Торгового кодекса, также составленный по образцу французского законодательства в 1890г. Его заменил другой, следовавший модели германского законодательства. Он был издан в 1899 г. Гражданское право и смежные с ним отрасли права. ГК и Торговый кодекс конца прошлого века действуют в Я. и теперь, однако в них были внесены многочисленные изменения. Особенно значимы преобразования японского законодательства после второй мировой войны, когда Конституцией 1946 г. было провозглашено равенство в правах супругов, а в области регулирования торговли и деятельности компаний стало сказываться влияние американского права (это влияние отчасти уже проявилось в Законе 1922 г. о доверительной собственности, преследовавшем цель привлечения в страну англо-американского капитала). ГК состоит из пяти разделов - общей части и разделов, посвященных вещному, обязательственному, семейному и наследственному праву. В них нашли отражение присущие буржуазному гражданскому праву принципы охраны права частной собственности, свободы договора и др. В разделах о семейном и наследственном праве ГК утверждал власть родителей и мужа: вступление в брак требовало согласия родителей (для мужчины - до достижения 30 лет, для девушки - до 25 лет), жена не считалась дееспособной, не имела права на наследование имущества мужа и т.п. После принятия Конституции именно эти разделы ГК, а также общая часть его подверглись наибольшим изменениям. Торговый кодекс Я. состоит из общей части, а также разделов, посвященных торговым компаниям, торговым сделкам, морской торговле. В него, как и в ГК, неоднократно вносились изменения, однако значительно большее распространение получила практика издания дополнительных законов, не включаемых в эти кодексы. Среди наиболее важных из них - законы о лицензиях, о торговых знаках и об авторском праве (1899), законы об аренде земли и об аренде жилища (1921), а также принятые после второй мировой войны законы об обороте ценных бумаг (1948), о восстановлении компаний (1952) и о возмещении ущерба, связанного с движением автомобильного транспорта (1955) или с использованием атомной энергии (1961). В 1947 г. был издан Закон о запрещении частной монополии и поддержании частной торговли (который отнюдь не помешал усилению роли монополий в японской экономике). Источниками гражданского и торгового права в Я. наряду с кодексами и отдельными законодательными актами признаются действующие обычаи и нормы морали, хотя сфера их применения постепенно сокращается. Решения японских судов формально не считаются источником права, однако на практике постановления вышестоящих судов, и в особенности ВС, воспринимаются судами как нормативные акты, подлежащие неукоснительному исполнению. Вопросы гражданского процесса долгое время регулировались Законом об организации суда и Гражданским процессуальным кодексом (ГПК), принятым в 1890 г. Этими актами, по существу, впервые в истории Я. вводилась судебная процедура рассмотрения споров, разрешавшихся до этого, как правило, методом принудительного посредничества со стороны феодалов. В 1926 г. японский ГПК был издан в новой редакции, подготовленной по образцу австрийского законодательства и предусматривавшей усиление активной роли суда в ходе разбирательства дела (в дальнейшем, даже после второй мировой войны, ГПК существенным изменениям не подвергался). Трудовые права рабочих и служащих в Я. регулируются рядом нормативных актов, многие из которых были приняты в результате активной борьбы трудящихся за свои интересы. В частности, Конституция 1946 г. провозгласила свободу заключения и расторжения трудового договора, запрет найма на работу детей до 15 лет, равную оплату труда мужчин и женщин и другие весьма демократичные положения. Принятый в 1947 г. Закон о трудовых стандартах определяет условия труда, продолжительность рабочего времени, предоставление отпуска (зависящего от стажа работы, но в целом весьма краткого) и др. Правовое положение объединений трудящихся (право на их создание провозглашено Конституцией) определяется Законом о профсоюзах, принятым в 1949г. В Я. профсоюзы строятся, как правило, по предприятиям. Коалиции профсоюзов возглавляют борьбу трудящихся за свои права, прежде всего, при заключении коллективных договоров и в ходе контроля за их выполнением. Многие положения Конституции и названных законодательных актов не только не соблюдаются предпринимателями, но и нарушаются текущим законодательством, регулирующим трудовые отношения в различных отраслях деятельности или применительно к различным категориям работников. В частности, широко бытует дискриминация женщин, в особенности замужних, при приеме на работу и увольнении с нее. Весьма ограничено право на забастовку государственных и муниципальных служащих. Об остроте проблемы свидетельствует то, что ВС Я. неоднократно менял свою позицию по вопросу о допустимости и условиях проведения забастовок (решения 1966, 1973 и 1981 гг.). В Я. существует весьма сложная система пенсионного законодательства. Около 10 законов относительно выплаты пенсий по старости регулируют различные доли страховых взносов, подлежащих уплате самим работником, предпринимателем и государством, и разные размеры пенсий в зависимости от множества обстоятельств. Выплачиваются также сравнительно небольшие пенсии по случаю потери кормильца. Почти все японское население охвачено страхованием на случай болезни, многие работающие застрахованы от несчастных случаев на производстве, а также от безработицы. За последние десятилетия все более важное место в системе японского законодательства занимают нормы, направленные на защиту окружающей среды. Первоначально, с конца 1940-х гг., такого рода акты принимались лишь муниципальными властями. В 1958 г. изданы первые законы об охране вод от загрязнения промышленными отходами, в 1962г. - Закон о контроле над количеством дыма и сажи, выбрасываемых в окружающую среду. Вслед за тем, в 1967 г., издан Основной закон о контроле за загрязнением окружающей среды, а на его базе приняты в 1968 г. законы о предотвращении загрязнения атмосферного воздуха и об ограничении шума. В 1970 г. принят Закон о наказаниях за преступления, состоящие в опасном для здоровья людей загрязнении окружающей среды. Им предусмотрены лишение свободы для работника, нарушившего соответствующие правила производственной деятельности, и штраф для юридического лица, причинившего ущерб здоровью людей. Особенно большое внимание уделяется в Я. утилизации отходов и поддержанию чистоты в городских условиях. Контроль за исполнением законодательства в этой области осуществляется муниципалитетами. Еще более интенсивно законодательство об охране окружающей среды стало развиваться в 70-х гг., когда были изданы законы о предотвращении зловония (1971), о возмещении за ущерб, причиненный отработанными маслами (1975), о регулировании вибрации (1976) и др. Уголовное право и процесс. Первым из всех японских кодексов, изданных в эпоху Мэйдзи, стал Уголовный кодекс (УК) 1870 г. (с дополнениями 1873 г.). По существу это было систематизированное собрание феодальных законов, которые отличались от прежних лишь тем, что их перестали скрывать от населения. Главным способом расследования по уголовным делам по-прежнему официально признавалась пытка, отмененная лишь в 1879 г. благодаря настойчивым обращениям Г. Буассонада к японскому правительству. В 1882г. были изданы составленные под руководством Г. Буассонада УК и Закон об уголовной процедуре. Эти акты явились значительным шагом вперед в развитии и обновлении японского права. В частности, УК 1882 г. впервые ввел в японскую судейскую практику принцип "Нет преступления и наказания без указания о том в законе" и запрет придания обратной силы закону, вводящему или усиливающему уголовную ответственность. Этот кодекс включил в себя ряд гуманных положений старояпонского права, например оговорку об обязательном смягчении наказания, если виновный добровольно сообщит властям о своем участии в преступлении. Кодекс окончательно отменил телесные, позорящие наказания и квалифицированные виды смертной казни. Однако по мере усиления реакционных, военно-бюрократических тенденций в политике японского правительства подготовка уголовных законов стала ориентироваться не на "классические" буржуазные французские кодексы, а на "родственное японскому духу" германское буржуазно-помещичье законодательство. В 1907 г. был издан УК, который ввел широчайшее судейское усмотрение как в определении размеров наказания, так и в установлении состава того или иного преступления. Этому в значительной мере способствовали и формулировки кодекса, содержавшие лишь самые общие определения преступлений. и широкие рамки предусмотренных в нем наказаний. В таком же направлении изменялось японское законодательство в области уголовного процесса. В 1890 г. был принят Уголовно-процессуальный кодекс (УПК), в основном следовавший составленному по французскому образцу Закону об уголовной процедуре 1880 г. В 1922 г. он был заменен новым УПК, составленным по образцу германского УПК 1877 г. и значительно ограничивавшим права обвиняемого. Начиная с 20-х гг. XX в. в уголовное законодательство Я. было внесено немало изменений самого реакционного характера, направленных на ужесточение репрессий и расширение чрезвычайных полномочий полиции в борьбе с прогрессивными силами (Закон о поддержании общественного спокойствия 1928 г. и др.). Крах японского милитаризма в результате второй мировой войны имел своим следствием существенные преобразования во всей государственно-политической и правовой системе страны. Большим завоеванием демократических сил Я. стало включение в Конституцию положений о ненарушимости основных прав человека, уважении личности, равенстве всех перед законом, свободе мысли, совести, вероисповедания, собраний, объединений, слова, печати и других способов выражения мнений. Смертная казнь предусмотрена японским законодательством за несколько видов преступлений, однако фактически смертные приговоры выносятся в последние годы лишь за тяжкое убийство и приводятся в исполнение крайне редко (не более двух-трех в год). Особое значение имеют провозглашенные в Конституции права граждан в сфере уголовного судопроизводства: запрет применения наказаний без соответствующей правовой процедуры, право на судебное разбирательство любого обвинения, запрет незаконного ареста, право на защиту, запрет незаконных обысков, применения пыток и жестоких наказаний, право каждого обвиняемого по уголовному делу на быстрое и открытое разбирательство его дела беспристрастным судом, на бесплатную, если в этом есть необходимость, юридическую помощь. С учетом распространенной практики нарушения элементарных прав подозреваемого и вынесения неправосудных приговоров в Конституцию была внесена следующая норма: "Никто не может быть принуждаем давать показания против самого себя. Признание, сделанное по принуждению, под пыткой или под угрозой либо после неоправданно длительного ареста или содержания под стражей, не может рассматриваться как доказательство". Исходя из теории разделения властей, Конституция, передав всю полноту судебной власти ВС и соответствующим судам низших инстанций, провозгласила: "Все судьи независимы и действуют, следуя голосу своей совести; они связаны только настоящей Конституцией и законами". На базе Конституции 1946 г. были пересмотрены многие законодательные акты, в том числе и в области уголовного правосудия. Принятый в 1947 г. Закон о полиции ликвидировал прежний предельно централизованный полицейский механизм и поставил полицию под известный контроль местных властей. В 1948 г. вступил в силу новый УПК, включивший в себя ряд институтов американского права и усиливший защиту прав подозреваемого и обвиняемого. В этот же период были приняты Закон о судоустройстве (1947), Закон о прокуратуре (1947), Закон об адвокатуре (1949). Все эти законы продолжают действовать и поныне, хотя они и неоднократно подвергались изменениям. В свою очередь ВС в соответствии с предоставленными ему Конституцией большими полномочиями издал документ под названием "Уголовно-процессуальные правила", в которых развивались и детализировались многие положения УПК (соответствующие правила были приняты ВС и для гражданского процесса, и для рассмотрения семейных споров, и по ряду вопросов управления судами). В целом реформа системы японского судопроизводства значительно укрепила позиции демократических сил в стране и создала правовую базу для их последующей борьбы с реакцией. В действующей судебной процедуре переплетаются элементы прошлого, связанные прежде всего с бюрократическим началом (инквизиционным процессом), в котором решающая роль принадлежит признанию обвиняемого, и элементы, заимствованные из англо-американской системы судопроизводства, в которой всячески подчеркивается состязательный характер судебного процесса и внешне беспристрастная позиция судьи. Несмотря на все изменения в уголовно-процессуальном законодательстве, несмотря даже на прямой конституционный запрет подвергать наказанию кого-либо, если единственным доказательством против него служит его собственное признание, предварительное следствие в Я., проводимое как полицией, так и прокуратурой, по-прежнему ориентировано на то, чтобы вырвать признание у обвиняемого. Для этого нередко используются самые изощренные приемы воздействия на психику, в особенности в первые 23 дня после предъявления ордера на арест, когда полиция вправе держать подозреваемого в полной изоляции, без свиданий с близкими и друзьями. Психология многих японских судей также в значительной мере привязана к традиционной формуле японского права, вплоть до УПК 1948 г. включавшейся во все судебные наставления, - "Признание является первейшим из всех доказательств". Под очевидным влиянием средневекового письменного судопроизводства установлен порядок, согласно которому прокурор представляет в суд письменные показания свидетелей, и лишь в случае их оспаривания защитой тот или иной свидетель вызывается для допроса. Доказательственная сила письменных показаний, полученных в ходе предварительного следствия, столь велика, что согласно ст. 321 УПК прокурор при определенных условиях может требовать следовать им даже в случае отказа свидетеля от них в судебном заседании. Существенно новым институтом в послевоенной судебной процедуре стал перекрестный допрос, который усилил состязательное начало и оценивается как весьма прогрессивный. Специфичен для Я.институт "разъяснения", появившийся в ходе послевоенных реформ уголовного процесса. После оглашения обвинительного заключения и до рассмотрения вопроса о том, признает ли подсудимый свою вину, защита получила возможность потребовать у прокурора "разъяснения" по поводу отдельных пунктов обвинительного заключения и в соответствующих случаях сразу же обнажить шаткость обвинения. С конца 50-х гг. в Я. реализуется идея интенсификации уголовного процесса, порожденная перегрузкой судов гражданскими и уголовными делами, затягиванием разбирательства и волокитой, вызывающими недовольство населения и рост недоверия ко всей системе судопроизводства. В частности, за неделю до суда проводится "предварительная подготовка", т.е. совещание судьи, прокурора и защитника, которым предстоит принять участие в деле. На таком совещании они договариваются по многим вопросам предстоящего суда, имеющим весьма существенное значение, в том числе о примерном количестве вызываемых каждой стороной свидетелей, о регламенте их допроса и т.п. При этом обсуждаются и документальные доказательства, которые будут представлены сторонами в суд. Следующим элементом интенсификации стало установление четкого графика судебного разбирательства конкретного дела, не допускающего, как было прежде, растягивания его на месяцы. В этих целях была упрощена даже процедура составления протоколов судебных заседаний - в них стали вносить не буквальную запись, а общее содержание показаний свидетелей и выступлений сторон. Первоначально система интенсивного судебного разбирательства начала применяться в отдельных судах, прежде всего в наиболее перегруженном - токийском, а затем, в 1957 г., ВС дал указание о ее повсеместном введении, и с 1 января 1962 г. вступили в силу уголовно-процессуальные нормы, окончательно узаконившие эту систему. При всей критической оценке введенной системы со стороны японских юристов, отмечающих нарушение ею принципов публичности судебного разбирательства, беспристрастности судей и др., она признается известным выходом из кризиса японской юстиции. В отличие от процессуальных институтов материальное уголовное право в меньшей степени было затронуто послеконституционными реформами. Несмотря на известные изменения (в частности, на отмену в 1947 г. некоторых статей УК, касающихся посягательств против императора и его семьи, а также других явно устарелых положений), в Я. остался в силе и ныне действует УК 1907 г. (в ред. 1947 г. с последующими исправлениями и дополнениями). Попытки полной реформы уголовного законодательства, т.е. замены этого кодекса другим, предпринимались неоднократно (проекты 1927, 1947, 1972 гг. и др.), однако каждый раз по тем или иным причинам оказывались безрезультатными. В настоящее время такие попытки встречают сопротивление со стороны демократической общественности, которая опасается, что реформа может привести к реакционным преобразованиям уголовного законодательства и к ограничениям прав граждан. В качестве источников уголовного права наряду с УК 1907 г. выступают Закон о малозначительных преступлениях (1948). Закон о несовершеннолетних (1948) и др. Исследования в области права проводятся главным образом на юридических факультетах университетов, (их около 70). Судебная система Я. сложилась в результате послеконституционных реформ 1947-1948 гг. Она включает ВС, высшие, территориальные, семейные и первичные суды. Возглавляет японскую судебную систему ВС, наделенный самыми широкими полномочиями в качестве высшей судебной инстанции, высшего органа конституционного надзора. ВС устанавливает правила для работы не только судов, но и адвокатов; изданным им правилам обязаны следовать также прокуроры. Он заседает в Токио и состоит из председателя и 14 членов суда. ВС рассматривает в качестве окончательной инстанции жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов по гражданским и уголовным делам, как правило, в коллегиях из 5 судей. К разбирательству ВС принимаются лишь жалобы по вопросам права, а не по оценке фактических обстоятельств дела (существует несколько видов обжалования судебных постановлений в зависимости от характера обжалуемого решения, уровня вынесшей его судебной инстанции и др.). Обязательно в полном составе ВС рассматривает жалобы на неконституционность законодательных или административных актов, а также дела, по которым возникает вопрос о толковании Конституции, внесении в нее изменений либо требуется изменение прежних решений самого ВС. Высшие суды (их 8, они расположены в крупнейших городах страны) выступают главным образом в качестве судов апелляционной инстанции и рассматривают в коллегиях из 3 судей жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов по гражданским и уголовным делам, в том числе на решения, вынесенные по второй инстанции. Кроме того, в коллегиях из 5 судей они рассматривают дела о некоторых государственных преступлениях. Согласно постановлению ВС в случае необходимости могут быть дополнительно учреждены 1-2 отделения (филиала) каждого из высших судов. Важнейшее звено судебной системы Я. - территориальные суды, которые расположены в центрах каждой из 47 префектур (многие из них имеют свои отделения и в других городах). В них рассматриваются по первой инстанции все дела, за исключением отнесенных к компетенции высших и первичных судов (полномочия некоторых отделений территориальных судов в зависимости от их категории несколько ограничены). Эти же суды могут разбирать жалобы на решения и постановления первичных судов, вынесенные ими по гражданским делам. В территориальных судах дела, как правило, рассматриваются судьей единолично. Если речь идет о большой сумме иска или обвинении в таком преступлении, которое наказывается лишением свободы на срок свыше 1 года, дело рассматривается коллегией из 3 судей. В составе территориальных судов имеются младшие судьи с ограниченной компетенцией. Особое место в судебной системе Я. отводится семейным судам. Они считаются судами того же уровня, что и территориальные, и создаются в тех же городах. В их компетенцию входит разбирательство споров имущественного и неимущественного характера между супругами, дел о наследстве, а также о правонарушениях несовершеннолетних в возрасте до 20 лет (в случае совершения теми серьезного преступления дело после проверки обоснованности обвинения передается в территориальный суд). В семейном суде дело, как правило, разбирает судья единолично и лишь в отдельных случаях - коллегия из 3 судей. Нередко эти суды прибегают к примирительной процедуре. Первичные суды - низшая судебная инстанция (их около 600) - рассматривают гражданские дела с небольшой суммой иска, пределы которой периодически пересматриваются ВС и уголовные дела, по которым может быть назначено наказание в виде штрафа, а также дела о некоторых категориях преступлений, караемых лишением свободы (эти суды вправе приговорить не более чем к 3 годам заключения). Дела в первичных судах судьи рассматривают только единолично. Ни в одном из японских судов нет присяжных заседателей. В 1923 г. суды присяжных были учреждены в законодательном порядке, однако оказалось, что 99% лиц, имевших право на рассмотрение их дела с участием присяжных, отказывались воспользоваться им, поскольку вынесенный судом присяжных приговор, согласно установленному правилу, нельзя было обжаловать в вышестоящий суд. Конституция 1946 г. и последующие законодательные акты не содержат упоминаний о суде присяжных. Конституционный контроль, т.е. проверка любых законодательных или административных актов на предмет их соответствия Конституции, может осуществляться не только ВС, но и нижестоящими судами (некоторые из них с весьма прогрессивных позиций выносили решения о признании неконституционными важнейших правительственных постановлений внутри- и внешнеполитического характера). С 1947 г. в Я. отсутствует система административной юстиции, и все жалобы на действия административных органов рассматриваются по первой инстанции территориальными судами как специфический вид гражданского судопроизводства. ГПК предусматривает возможность арбитражного разбирательства споров, однако чаще всего к такой процедуре прибегают лишь по делам, связанным с внешней торговлей, в торговых палатах соответствующих префектур. Прокуратура в Я. входит в систему министерства юстиции, являющегося одним из важнейших по своему значению (в его ведение входят также тюремные заведения, контроль за иммиграционными службами, за "подрывными организациями" и др.). Прокуратура представляет собой централизованную организацию, возглавляемую генеральным прокурором, но структура ее приспособлена прежде всего к судебной системе: имеются службы прокуратуры (генеральной) при ВС, при высших, территориальных, семейных и других судах. Прокуроры ведут следствие по ограниченному кругу наиболее важных уголовных дел, наблюдают за дознанием и расследованием, проводимым по всем остальным делам полицией, и за исполнением уголовных наказаний. Они возбуждают при необходимости уголовное преследование, составляют обвинительное заключение, передают его в суд и поддерживают там обвинение, а также защищают "публичные интересы" при судебном разбирательстве гражданских дел. По действующим правилам судопроизводства прокурор не только не обязан предъявлять обвиняемому и его защитнику все доказательства, имеющиеся в его распоряжении, но может скрывать доказательства, свидетельствующие в пользу обвиняемого, в том числе и подтверждающие его алиби. Прокурор так же не обязан знакомить со всеми материалами дела до судебного разбирательства судью, которому он передает ли обвинительное заключение без каких-либо других документов. Согласно Конституции защита обвиняемого по уголовному делу может осуществляться адвокатом по его выбора либо назначенным государством, если обвиняемого нет средств самому оплачивать услуги адвоката. В гражданском процессе малоимущим также может оказываться материальная помощь, но он сводится либо к отсрочке уплаты судебных расходов, либо к назначению бесплатного адвоката Японской ассоциацией правовой помощи (ассоциация выделяет адвоката, лишь если имеется перспектива выигрыша процесса). Все судьи назначаются на свои должности сроком на 10 лет Кабинетом министров, в большинстве судов - на основании списка кандидатов, составленного ВС (председатель ВС назначается императором). Спустя 10 лет судья может быть назначен на свой пост повторно, и так до тех пор, пока он не достигнет возраста, установленного законом для выхода в отставку (65 или 70 лет). Конституция предусматривает ряд мер, направленных на повышение судейского авторитета. В частности, назначении в члены ВС подлежит "пересмотру народом" при проведении очередных выборов в Палату представителей. Если большинство избирателей высказываются при этом за смещение какого-либо судьи, он лишается своей должности. Такая процедура повторяется каждые 10 лет. Несмотря на внешнюю эффектность этих положений, их целесообразности вызывает серьезные сомнения у японских государствоведов, поскольку большинство избирателей плохо знают членов ВС и не придают существенного значения голосованию. Судьи всех судов могут быть отстранены от должности только в результате публичного разбирательства в соответствии с процедурой импичмента специальными органами парламента.


Ямало-ненецкий Автономный Округ Япония Ядовитые И Сильнодействующие Вещества


Copyright © «Юридический словарь sell-express.ru», 2007-2020.