Главная      Поиск слова:


Бюджет



Значение слова:

Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления; экономическая категория, представленная денежными отношениями, возникающими у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда страны, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных нужд, нужд обороны и государственного управления.
(англ. budget - сумка) -1) имеющая официальную силу, признанная или принятая роспись, сбалансированная смета, таблица, ведомость доходов и расходов экономического субъекта за определенный период времени, обычно за год. Чаще всего Б. составляется для учета количества располагаемых и расходуемых денежных средств и их взаимного соответствия, но существуют и Б. времени, в которых сопоставляется располагаемое время и расходуемое Б является основным инструментом проверки сбалансированности соответствия прихода и расхода экономических ресурсов. В зависимости от экономического субъекта, применительно к денежным средствам которого составляется Б , различают государственный, региональный, местный (муниципальный), семейный (потребительский) Б. Правомерно говорить и о Б. предприятия, фирмы, составленном в форме баланса доходов и расходов. Если расходная часть сметы превышает доходную, то Б. сводится с дефицитом Превышение доходов над расходами образует положительный остаток Б.; 2) предположительное исчисление ожидаемых доходов и расходов государства, учреждения или отдельного лица на определенный срок.
Бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Закон РСФСР от 10.10.91 N 1734-I, ст. 1
- в соответствии с Бюджетным кодексом РФ от 17 июля 1998 г. форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Бюджетная система РФ состоит из Б. трех уровней: первый уровень - федеральный Б. и Б. государственных внебюджетных фондов; второй уровень - Б. субъектов РФ и Б. территориальных государственных внебюджетных фондов; третий уровень - местные Б. (т. е. Б. муниципальных образований). Доходы Б. каждого уровня формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ. Б. имеют собственные доходы, закрепляемые на постоянной основе полностью или частично за соответствующими Б., а также регулирующие доходы - федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в Б. субъектов РФ или местные Б. на очередной финансовый год или на долговременной основе. Расходы Б. всех уровней разделяются на капитальные расходы и текущие расходы. Первые обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность, включая расходы на инвестиции в действующие или вновь создаваемые юридические лица, бюджетные кредиты на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на капитальный ремонт и иные цели, связанные с воспроизводством, и др. В составе капитальных расходов может быть сформирован Б. развития. Текущие расходы - часть расходов Б., обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений; оказание государственной поддержки другим Б. и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также иные расходы Б., не включенные в капитальные расходы. Закон требует, чтобы все Б. были сбалансированными, это - важнейшее условие бюджетно-финансовой политики. Если при составлении проекта Б. выявилось превышение доходов над расходами (профицит Б.) или превышение расходов над доходами (дефицит Б.), следует принимать меры к их балансировке. В отношении всех видов Б. действуют принципы единства и самостоятельности. Все уровни Б. должны обеспечивать учет взаимных интересов. Вышестоящие Б. могут оказывать финансовую помощь нижестоящим Б. на выравнивание минимальной бюджетной обеспеченности. Оказание помощи субъектам РФ из федерального Б. может быть осуществлено в таких формах, как предоставление дотаций, субвенций, бюджетных ссуд, а оказание помощи местным Б. из Б. субъекта РФ - через предоставление финансовой помощи из фондов финансовой поддержки муниципальных образований в форме субвенций, бюджетных ссуд и иных форм, предусмотренных законодательством. (С. А.)
(budget, букв. - сумка) - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Государственный Б. - основной, наиболее значительный фонд денежных средств, который составляется и оформляется как финансовый план государства по аккумуляции, перераспределению и использованию денежных средств, за счет которых государство осуществляет стоящие перед ним задачи и функции и который принимается и действует в виде закона. Это определение Б. полностью применимо и к Б. территорий государства. Правовая форма Б. в РФ различна. Федеральный Б. и Б. государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме ФЗ, Б. субъектов РФ и Б. территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные Б, разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований. В РФ понятие государственного Б. охватывает не только федеральный Б., но и всю бюджетную систему, включающую также Б. субъектов РФ и Б. местного самоуправления. Каждый Б. этой системы представляет собой централизованный фонд денежных средств определенной территории, за счет которого соответствующие представительные и исполнительные органы власти осуществляют стоящие передними государственные задачи и функции. Наличие самостоятельных Б. как Федерации в целом, так и субъектов РФ реально гарантирует им суверенитета Б., территорий гарантируют им большую степень автономии. При этом все составные части государственного Б. тесно связаны и взаимодействуют между собой. В совокупности Б. входящие в состав государственного Б., образуют систему плановых актов государства, лежащих в основе всего остального финансового планирования: смет бюджетных учреждений, балансов предприятий и организаций, общего баланса доходов и расходов населения, денежного баланса - наличной и безналичной массы денег и т.д. Государственный Б. представляет собой не просто денежные накопления государства или перечень государственных доходов и расходов; это функционирующая система, куда постоянно поступают доходы и откуда постоянно финансируются расходы. Теоретически государственный Б. рассматривается как баланс денежных средств государства, хотя на практике этих средств у него почти никогда не бывает. Обычно доходов в государстве (причем в любом) на покрытие его расходов не хватает и Б. принимается с дефицитом (превышение расходов над доходами), но гипотетическая цель бюджетного планирования каждого государства и каждой государственной территории - запланировать и в процессе бюджетной деятельности получить столько доходов, чтобы они покрыли полностью предстоящие расходы. Для этого в процессе составления государственного Б. происходит бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между Б. разных уровней. Бюджетное планирование в соответствии с бюджетной росписью и бюджетной классификацией лает возможность и заставляет исполнительные и законодательные органы власти в период составления, утверждения и исполнения Б. аналитически рассчитывать и оценивать предстоящие доходы и расходы. В соответствии с общепринятой в демократических государствах практикой утверждение Б. входит в компетенцию органа представительной власти соответствующего уровня, а составление проекта Б. - в компетенцию исполнительной власти. В РФ согласно Конституции РФ федеральный Б. принимается в форме ФЗ ГД по представлению Правительства РФ и выносится после этого на утверждение СФ. Исполнение федерального Б. обеспечивается Правительством РФ. Процедура составления, рассмотрения, утверждения и исполнения Б. и отчетов об их исполнении именуется бюджетным процессом.



Бартерная Сделка Бюджет Бюджета Дефицит


Copyright © «Юридический словарь sell-express.ru», 2007-2020.