Главная      Поиск слова:


Депутат

Значение слова:

Депутат (лат. deputatus - посланный) - лицо, избранное в законодательный или иной представительный орган государства или местного самоуправления, представитель (в этом органе) определенной части населения - избирателей своего округа или всей нации. Работает на профессиональной (в большинстве демократических государств) или непрофессиональной основе, т.е. не порывая с основной деятельностью (обычно в социалистических странах). Статус Д. устанавливается конституцией и специальными законами.
- лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в орган местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. На федеральном уровне депутатский корпус представлен депутатами Государственной Думы Федерального Собрания. Их статус определяется Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 8 мая 1994 г. "О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Депутат Государственной Думы, как представитель народа, избранный в соответствии с федеральным законом о выборах депутатов в нижнюю палату парламента, уполномочен осуществлять в Государственной Думе законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Депутат Государственной Думы осуществляет свои полномочия на постоянной основе и не вправе: а) быть депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления; б) находиться на государственной или муниципальной службе; в) заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; г) состоять членом органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации. Срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня его избрания и прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва, за исключением установленных законом случаев досрочного прекращения депутатских полномочий. К последним отнесены следующие основания: а) утрата депутатом гражданства Российской Федерации либо приобретение гражданства иностранного государства; б) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом; в) признание депутата недееспособными на основании решения суда, вступившего в законную силу; г) признание депутата безвестно отсутствующим либо объявление его умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу; д) смерти депутата; е) призыва депутата на военную службу с его согласия. Полномочия депутата Государственной Думы прекращаются также в случаях: а) письменного заявления депутата о сложении своих полномочий; б) избрания депутата Государственной Думы депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления; в) поступления депутата на государственную или муниципальную службу, вхождения его в состав органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации, занятия им предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; г) роспуска Государственной Думы в случаях, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Названный Федеральный закон к формам депутатской деятельности относит: а) участие в заседаниях Государственной Думы и в совместных заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации; б) участие в работе комитетов и комиссий Государственной Думы; в работе согласительных комиссий, создаваемых Государственной Думой; в) участие в выполнении поручений Государственной Думы и ее органов; г) участие в парламентских слушаниях; д) внесение законопроектов в Государственную Думу; е) внесение парламентского запроса (запроса Государственной Думы), запроса депутата Государственной Думы (депутатского запроса); ж) обращение с вопросами к членам Правительства Российской Федерации на заседании Государственной Думой; з) обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан; и) работа с избирателями; к) участие в работе депутатских объединений - фракций и депутатских групп в Государственной Думе. Деятельность депутата Государственной Думы может осуществляться также в иных формах, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и регламентом Государственной Думы. В целях беспрепятственного и эффективного осуществления депутатами Государственной Думы своих полномочий предусматриваются правовые, социальные и иные гарантии депутатской деятельности. Депутат Государственной Думы обладает неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий. Он без согласия Государственной Думы не может быть: а) привлечен к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке; б) задержан, арестован, подвергнут обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу; в) подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Неприкосновенность депутата Государственной Думы распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые им личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и багаж, на его переписку. В случае возбуждения уголовного дела или начала производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, в отношении действий депутата Государственной Думы, орган дознания или следователь в трехдневный срок сообщает об этом Генеральному прокурору Российской Федерации. Если уголовное дело возбуждено или производство по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, начато в отношении действий депутата Государственной Думы, связанных с осуществлением ими своих полномочий, Генеральный прокурор Российской Федерации в недельный срок после получения сообщения органа дознания или следователя обязан внести в Государственную Думу представление о лишении депутата неприкосновенности. После окончания дознания, предварительного следствия или производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, дело также не может быть передано в суд без согласия Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может привлекаться к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании и другие действия, соответствующие статусу депутата Государственной Думы, в том числе по истечении срока его полномочий. В качестве социальных гарантий деятельности депутата Государственной Думы законом установлены: а) ежемесячное денежное вознаграждение и иные выплаты, предусмотренные законом; б) ежегодный оплачиваемый отпуск; в) зачисление времени осуществления полномочий депутата Государственной Думы в стаж федеральной государственной службы; г) медицинское, санаторно-курортное обслуживание депутата и членов его семьи; д) пенсионное обеспечение, в том числе пенсионное обеспечение членов его семьи в случае смерти депутата; е) обязательное государственное страхование на случай причинения вреда его здоровью и имуществу; ж) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период исполнения депутатом своих полномочий; з) жилищно-бытовое обеспечение депутата, не имеющего жилой площади в городе Москве; и) иные социальные гарантии в соответствии с законом. Законодательные представительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации состоят из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутаты также осуществляют представительные, законодательные и иные полномочия, установленные конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации. Статус, срок и порядок осуществления полномочий депутатами региональных представительных органов власти определяется законами субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В состав представительных органов местного самоуправления входят депутаты, чей статус определяется уставами муниципальных образований и иными нормативными правовыми актами местного самоуправления, принимаемыми в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Неприкосновенность депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти и депутатов представительных органов местного самоуправления может устанавливаться только федеральными законами. Это следует из конституционного разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, в соответствии с которым уголовное и уголовно-процессуальное законодательство отнесено к исключительному федеральному ведению, а административное и административно-процессуальное - к совместному ведению. Конституция Российской Федерации предусматривает издание по предметам ведения Российской Федерации федеральных законов, а по предметам совместного ведения - федеральных законов и принятие в соответствие с ними законов субъектов Российской Федерации. На основании указанных положений Конституционный Суд России при рассмотрении дела по проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Тамбовской области указал, что законодательство субъекта Российской Федерации не может исключать возможность привлечения депутата к уголовной либо административной ответственности, установленной федеральным законодательством, и тем самым устанавливать какой-либо иной порядок осуществления правосудия и судопроизводства, чем тот, который предусмотрен Конституцией Российской Федерации и федеральным законом (См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 1997 года N19-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Тамбовской области" / Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N51. Ст. 5877). Положения о неприкосновенности депутатов представительных органов местного самоуправления содержатся в Федеральном законе от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с ними депутаты органов местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора субъекта Российской Федерации. Законодательство о выборах и референдумах предусматривает некоторые особенности правового регулирования участия депутатов в подготовке и проведении выборов и референдума. Например, ст. 24 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" устанавливается запрет на одновременное осуществление полномочий члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса и депутатских полномочий. В то же время ст. 25 названного закона наделяет депутатов правом обращения в суд с заявлениями о расформировании избирательных комиссий. В качестве одной из гарантий равного статуса кандидатов нормами ст. 28 запрещается лицам, замещающим государственные или муниципальные должности, использовать преимущества своего служебного или должностного положения. При этом в законе содержится специальная оговорка, что соблюдение перечисляемых в нем ограничений не должно препятствовать выполнению депутатами своих обязанностей перед избирателями.
(лат. deputatus - посланный)- полномочный представитель населения в законодательных или иных представительных органах государства или местного самоуправления, лицо, избранное в законодательный или иной представительный орган государства или местного самоуправления. Статус Д. устанавливается конституцией и специальными законами. Д. наделен значительными полномочиями. Руководствуется общегосударственными и местными интересами, выполняет наказы избирателей (если существует институт наказов избирателей), имеет право запроса во все государственные и общественное органы, предприятия, учреждения, организации. В большинстве демократических государств Д. работает в соответствующем представительном органе на профессиональной основе. По нынешней Конституции РФ не может быть отозван до истечения срока.
- лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в орган местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; Федеральный закон от 19.09.97 N 124-ФЗ, ст.2
- лицо, избранное населением в состав представительного органа государственной власти или местного самоуправления и призванное участвовать в осуществлении полномочий данного органа, а также представлять интересы своих избирателей, всего народа. Д. может быть избран либо от территориального избирательного округа либо по списку избирательного объединения. Д. может быть гражданин данного государства в возрасте, обычно, 18 лет для местных представительных органов, 21 года и более - для парламента государства, представительного органа субъекта федерации. Значительная часть деятельности Д. осуществляется в представительном органе, в состав которого он избран. Д. участвует в сессиях (заседаниях) представительного органа, имеет право вносить вопросы на его рассмотрение, проекты решений, участвовать в обсуждении вопросов, обладает правом решающего голоса и т. д. Д. может входить в состав комитетов, комиссий и других подразделений, образуемых представительным органом. Кроме того, часть своих задач в представительном органе Д. осуществляет индивидуально: готовит проекты документов, работает с ними, принимает избирателей и представителей различных органов и объединений, участвует в парламентских слушаниях и др. Д. может также входить в депутатские объединения - фракции или депутатские группы, если их образование признано целесообразным в данном представительном органе. На заседании представительного органа Д. имеет право запроса (см.: запрос депутатский) и индивидуального депутатского обращения в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, к предприятиям, учреждениям и организациям по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью. Д. обязан поддерживать связь с избирателями. Он принимает меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов своих избирателей, рассматривает поступившие от них предложения, заявления и жалобы, способствует в пределах своих полномочий правильному и своевременному разрешению содержащихся в них вопросов; ведет прием граждан; изучает общественное мнение и при необходимости вносит предложения в компетентные государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения. Д. информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации. Д. взаимодействует с политическими партиями, иными общественными объединениями, государственными органами и органами местного самоуправления. В зависимости от принятой в государстве или на соответствующем уровне представительных органов модели, существуют так называемые императивный и сводный мандаты Д. При императивном мандате Д. связан волей и поручениями своих избирателей: а) при избрании он получает от них наказы - поручения общественно значимого характера; б) в ходе работы он обязан не только информировать избирателей, но и регулярно отчитываться перед ними как о своей деятельности, так и деятельности представительного органа, в который избран, его комитетов и комиссий, в которых состоит, о выполнении наказов избирателей; в) избиратели могут отозвать Д., не оправдавшего их доверия или совершившего поступки, порочащие звание Д. В Российской Федерации в настоящее время наказов избирателей и отчетов депутатов на федеральном уровне не существует. Что касается отзыва, он не применяется к депутатам Государственной Думы (ГД), многих представительных органов субъектов РФ; однако в некоторых субъектах, а также на уровне местного самоуправления право отзыва депутатов избирателями нередко закрепляется. При свободном мандате Д. считается представителем в соответствующем представительном органе не конкретных избирателей, а народа страны, населения территории в целом. Он не связан поручениями (наказами) избирателей, не обязан отчитываться перед ними (хотя и информирует их о своей деятельности), а полномочия депутата не могут быть прекращены по решению избирателей досрочно путем отзыва. В Российской Федерации в настоящее время свободный мандат существует в наиболее четком виде для Д. ГД: они не получают наказов избирателей, не отчитываются перед ними (вместо этого практикуется информирование избирателей), не могут быть отозваны голосованием избирателей. Некоторые политические партии при подготовке проекта закона о статусе Д. ГД настаивали на том, чтобы полномочия Д., избранного в ГД по спискам политических партий и движений, досрочно прекращались по решению руководства этих общественных объединений, если Д. утратил доверие партии, движения, вышел из них и т. п. Однако это предложение не прошло. У Д. многих законодательных собраний субъектов РФ - также свободный мандат. Однако у Д. ряда законодательных собраний субъектов, а также у Д. представительных органов местного самоуправления мандат имеет элемент императивности: они могут быть отозваны досрочно голосованием избирателей, если не оправдали их доверия либо совершили неблаговидные поступки. Д. обладает депутатской неприкосновенностью (депутатским иммунитетом), не может нести ответственность за свои высказывания, связанные с выполнением депутатских полномочий (см.: депутатский индемнитет). Законодательство может предусматривать несовместимость мандата Д. с какой-либо иной должностью: например, запрет для Д. ГД находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности (ст.97 Конституции РФ). Д. имеет определенные материальные гарантии своего статуса: право на возмещение расходов, связанных с выполнением обязанностей Д.; на освобождение от основной работы на период выполнения депутатских функций с сохранением рабочего места, на возвращение на прежнее место работы, если Д. выполнял свои полномочия в представительном органе на постоянной освобожденной основе, на зачет соответствующего времени в общий и непрерывный трудовой стаж; на бесплатный проезд на общественном транспорте (кроме такси) на территории представительного органа и др. Должностные лица и иные работники несут ответственность за невыполнение законных требований Д., неправомерное воздействие на Д., посягательство на честь и достоинство Д., нарушение неприкосновенности Д. Д. имеет удостоверение и нагрудный знак, образцы которых утверждаются законом или решением соответствующего представительного органа. (С. А.)
(лат. deputatus - посланный) -лицо, избранное населением в состав представительного органа государственной власти или местного самоуправления и призванное участвовать в осуществлении полномочий данного органа, а также представлять интересы своих избирателей, всего народа страны. Д. может быть избран либо от территориального избирательного округа, либо по списку избирательного объединения. Д. может быть гражданин данного государства, минимальный возраст которого 18 лет - для Д. местных представительных органов, 21 год и выше (23, 25 лет и т.д.) - для Д. представительного органа субъекта федерации, парламента государства. Значительная часть деятельности Д. осуществляется в представительном органе, в состав которого он избран. Д. участвует в его сессиях (заседаниях), имеет право вносить на его рассмотрение вопросы, проекты решений, участвовать в обсуждении, обладает правом решающего голоса и т.д. Он может входить в состав комитетов, комиссий и других органов, образуемых представительным органом. Кроме того, Д. часть своих задач осуществляет индивидуально - готовит проекты документов, работает с ними, принимает избирателей и представителей различных органов и объединений, участвует в парламентских слушаниях и др. Д. может также входить в депутатские объединения - фракции или группы. На заседании представительного органа Д. имеет право запроса (см. Депутатский запрос), обращения в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения. к предприятиям, учреждениям и организациям по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью. Д. принимает меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов своих избирателей, рассматривает поступившие от них предложения, заявления и жалобы, способствует в пределах своих полномочий правильному и своевременному разрешению содержащихся в них вопросов; ведет прием граждан; изучает общественное мнение и при необходимости вносит предложения в компетентные государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения. Д. информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через СМИ. Д. взаимодействует с политическими партиями, иными общественными объединениями. государственными органами и органами местного самоуправления. В зависимости от принятой в государстве или на соответствующем уровне представительных органов модели существуют так называемый императивный и свободный мандаты Д. При императивном мандате Д. связан волей и поручениями своих избирателей: а) при избрании он получает от них наказы - поручения общественно значимого характера; б) в ходе работы не только информирует избирателей, но и обязан перед ними регулярно отчитываться как о своей деятельности, так и деятельности представительного органа, в который избран, его комитетов и комиссий, в которых состоит, о выполнении наказов избирателей; в) избиратели могут отозвать Д., не оправдавшего их доверия или совершившего поступки, порочащие звание Д. При свободном мандате Д. считается представителем (в соответствующем представительном органе) не конкретных избирателей, а народа страны, населения территории в целом. Он не связан поручениями (наказами) избирателей, не обязан отчитываться перед ними (хотя, и информирует о своей деятельности), а полномочия Д. не могут быть прекращены досрочно по решению, избирателей путем отзыва. В РФ в настоящее время свободным мандатом обладают Д. ГД и многих законодательных собраний субъектов РФ. Однако у ряда из них, а также у Д. представительных органов местного самоуправления мандат включает элемент императивности - они могут быть отозваны досрочно голосованием избирателей, если не оправдали их доверия либо совершили неблаговидные поступки. Д. обладает депутатской неприкосновенностью, не может нести ответственности за свои высказывания, связанные с выполнением депутатских полномочий (так называемый депутатский идемнитет). Законодательство может предусматривать несовместимость мандата Д. и той или иной должности - например, запрет для Д. ГД находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Д. имеет материальные гарантии своего статуса: право на возмещение расходов, связанных с выполнением обязанностей Д.; на освобождение от основной работы на период выполнения депутатских функций с сохранением рабочего места, на возвращение на прежнее место работы, если Д. выполнял свои полномочия в представительном органе На постоянной освобожденной основе, на зачет соответствующего времени в общий и непрерывный трудовой стаж; на бесплатный проезд и др. Должностные лица и иные работники несут ответственность за невыполнение законных требований Д., неправомерное воздействие на них, посягательство на честь и достоинство, нарушения неприкосновенности. Д. имеют удостоверения и нагрудные знаки, образцы которых утверждаются законом или решением соответствующего представительного органа.


Депортация Депутат Депутатская (парламентская) Этика


Copyright © «Юридический словарь sell-express.ru», 2007-2020.