Главная      Поиск слова:


Монархия

Значение слова:

Монархия (гр. monarchia - единовластие) - форма правления, при которой главой государства является монарх. В современном мире сохраняются два исторических типа М. - абсолютная монархия и конституционная монархия. Последняя существует в двух видах, различающихся степенью ограничения власти монарха: дуалистическая монархия и парламентарная монархия. Особая разновидность М. - выборная, сочетающая элементы М. и республики. Такая М. существует ныне в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на пять лет особым совещанием из представителей монархических штатов, входящих в федерацию.
(в пер. с греч. - единовластие) - форма правления, при которой верховная власть пожизненно (полностью - абсолютная М.) или частично (ограниченная М.) принадлежит единоличному главе государства. М. - такая форма правления, при которой глава государства - монарх (император, король, султан и т.п.) обладает особым юридическим статусом. Его полномочия носят первичный, непроизводный от какой-либо власти в государстве характер, он приобретает свой пост, как правило, по наследству и занимает его пожизненно. В своем развитии М. проходит ряд этапов, изменяясь и приобретая новые черты. Первой формой М. являлась рабовладельческая М. Первоначально она выступала в форме восточной деспотии, которую имели многие государства Древнего Востока - Вавилон, Египет, Индия. От восточной деспотии отличалась монархическая форма правления Древнего Рима, существовавшая более пяти веков. Для феодального строя специфичными были раннефеодальная М. (с XI в. до н.э. до I в. н.э.) и сословно-представительные М. (с X по XV в.). Последняя характеризуется усилением центральной власти, сосредоточением в руках монарха основных рычагов управления, опорой на крупное дворянство и широкие слои городского населения. Наряду с сильной властью монарха, основу которого составляли мощная армия и разветвленный полицейский аппарат, существовали представительные органы: в России - Соборы, в Англии - Парламент, в Польше - Вольный сейм, во Франции - Генеральные штаты. В зависимости от правового статуса монарха принято выделять абсолютные и ограниченные М. Абсолютная М. характеризуется всевластием монарха и отсутствием каких-либо представительных учреждений власти, возникает в условиях аграрного строя, т.е. характерна (по терминологии К. Маркса) для рабовладельческой (например, Рим эпохи домината - III в. н.э.) и феодальной общественно-экономической формации. Как правило, переход от аграрного строя к индустриальному в процессе буржуазных революций (XVII - XIX вв.) сопровождался упразднением абсолютной М. В правовом отношении монарх - источник любой власти, он определяет пределы власти в издаваемых им же нормативных актах. В основе всякого закона лежит воля монарха. Абсолютную М. характеризуют следующие юридические признаки: 1) концентрация в руках монарха всей полноты власти (монарх издает законы, возглавляет исполнительную власть, вершит высший суд); 2) персонификация государства в лице монарха. Ставшая крылатой фраза французского короля Людовика XIV "Государство - это я" как нельзя лучше характеризует этот признак монархии - единоличность правления. Монархическое государство - это государство, в котором власть принадлежит одному лицу, и этой властью оно пользуется по собственному усмотрению и праву. Для него характерно придание власти священного (божественного) происхождения, наделение ее религиозным содержанием (монарх - это помазанник Божий, т.е. человек, наделенный неограниченной властью от Бога. Монархи нередко одновременно являлись высшими духовными лицами); 3) передача власти по наследству и бессрочный характер ее осуществления; 4) освобождение монарха от какой-либо ответственности (неответственность монарха выражалась в принципе "Король не может быть не прав"). Абсолютная М. в современных условиях - исключение. Как форма правления абсолютная М. получила наибольшее распространение в эпоху позднего феодализма. Ныне она сохранилась лишь в некоторых странах Востока, где преобладают традиционно-патриархальные формы общественной жизни (к примеру, в Омане, Катаре, Брунее). Как своеобразная форма консервации традиций родоплеменной патриархальной демократии ++доинструальной эпохи абсолютная М. сохраняется в странах с довольно высоким уровнем экономического развития и развитой социальной инфраструктурой (Саудовская Аравия). Демократизация общественной жизни, стремление ограничить абсолютистскую власть способствовали появлению ограниченной М. - такой формы правления, при которой власть монарха в той или иной мере связана (ограничена) законом, конституцией. В зависимости от степени такого ограничения различают дуалистическую и парламентарную М. Дуалистическая М. характеризуется тем, что наряду с монархом, сохраняющим юридическую и фактическую независимость, функционируют представительные учреждения власти с законодательными (законосовещательными) и контрольными функциями. Исполнительная власть принадлежит монарху, который может осуществлять ее непосредственно или через правительство (как это, в частности, было характерно для России конца XIX - начала XX в.). По существу, речь идет о принципе разделения властей в государстве, хотя в весьма ограниченной форме. Монарх хотя и не законодательствует, но наделен правом абсолютного вето, т.е. монарх волен утверждать (придавать силу) или не утверждать закон. Только он имел право принимать чрезвычайные указы, по силе равные законам; может распустить парламент (т.е. упразднить дуалистическую монархию). Такая форма правления наиболее распространена была в XIX и начале XX вв. Современную дуалистическую монархию, сохранившуюся лишь в странах Ближнего Востока (Иордания, Марокко), характеризует наличие выборного представительного органа - парламента (в Иордании это меджлис), обладающего правом принятия законов и вотирования (одобрения) бюджета. Монарх - глава государства, обладающий одновременно прерогативами в сфере исполнительной власти. Он же назначает ответственного перед ним правителя. Современные развитые государства характеризуются конституционной (парламентарной) формой М. Эта форма правления в чем-то сходна с современной парламентской республикой и характеризуется правовым закреплением в конституции страны принципа разделения властей при одновременном принципе верховенства парламента над исполнительной властью. Монарх применительно к данной форме правления - не более чем символ нации, своего рода декорация. Так, конституция Испании 1978 г. (ст. 56) признает короля символом единства и постоянства государства. Конституция Японии 1946 г. исходит из того, что "император является символом государства и единства нации" (ст. 1). Правовое положение монарха, образно говоря, можно определить так - "Царствует, но не правит". Монарх не обладает реальными полномочиями по управлению государством. Его функции в основном носят представительский характер. Монарх скрепляет своей подписью все важнейшие государственные акты. Однако, исходя из принципа "монарх не ответствен" (не может нести политическую и юридическую ответственность), такая подпись требует процедуры контрассигнации (скрепления подписью ответственного министра или главы исполнительной власти). Монарх также скрепляет своей подписью принимаемые парламентом законы, иногда наделяется правом относительного вето, но использует его крайне редко. Конституционная (парламентарная) монархия - достаточно распространенная форма правления. Она существует в Дании, Нидерландах, Канаде, Австрии и других странах (всего их около 65). Современной государствоведческой практике известны и нетрадиционные формы М. К таковым относится выборная М., существующая в странах, где сохраняются структуры феодального и традиционного общества (Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты). В частности, глава Федерации Малайзии избирается Советом правителей, объединяющем глав 11 монархических штатов. В Объединенных Арабских Эмиратах эмиры (главы семи княжеств Персидского залива, входящие в ОАЭ) избирают Президента ОАЭ. Известны и так называемые теократические М., где глава государства - монарх одновременно является главой того или иного религиозного культа, представляющего одну из мировых религий. К таким М. относится Ватикан, где духовный владыка католиков всего мира является и главой этого государства. Элементы такой формы правления присутствуют в Саудовской Аравии, где глава государства - король выполняет не только религиозные функции хранителя главных святынь мусульманского мира, но и является главой ваххабистского направления ислама. (В.Ч.)
(греч. monarchia - единовластие) - форма правления, при которой верховная власть в государстве сосредоточена (полностью или частично) в руках единоличного главы государства, при которой главой государства является .монарх; власть монарха, как правило, является пожизненной и передается в порядке престолонаследия. В современном мире сохраняются два исторических типа М. -абсолютная и конституционная. Конституционная М. существует в двух видах, различающихся степенью ограничения власти монарха. Дуалистическая М. - переходная форма правления, при которой монарх сосредоточивает в своих руках всю исполнительную власть, формирует правительство, ответственное перед ним, а не перед парламентом, а законодательная власть юридически принадлежит парламенту. Дуалистическая М. характерна для стран с сильными пережитками феодализма. Парламентарная М. представляет собой гораздо более демократическую форму правления. В парламентарной М. отсутствует к.-л. дуализм: права монарха ограничены во всех сферах осуществления государственной власти. Он лишен права самостоятельно осуществлять формально сохраненные за ним полномочия, все исходящие от него акты нуждаются в одобрении министров (т.н. контрассигнация). Исполнительная власть осуществляется правительством, которое несет ответственность перед парламентом. Особая разновидность М. - выборная (или избирательная), сочетающая элементы М. и республики. Такая М. существует ныне в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на 5 лет особым совещанием из представителей монархических штатов, входящих в федерацию.
Форма правления, при которой главой государства является монарх; власть монарха, как правило, пожизненная и передается в порядке престолонаследия.
- форма правления государства, при которой главой государства является монарх. М. может быть абсолютной, или неограниченной, при которой монарх имеет абсолютную власть, и ограниченной, или конституционной, представленной дуалистической или парламентарной монархией. Абсолютная М. - форма правления, при которой монарх имеет всю полноту государственной власти. Прежде всего он издает законы и иные общеобязательные правила (в форме указов, декретов, распоряжений). Непосредственно управляет государством, решает важнейшие государственные дела. Может создать для этих целей правительство, формирует его состав, наделяет полномочиями и отменяет акты правительства. Является верховным судьей, осуществляет высшее правосудие, амнистию и помилование. Юридических ограничений власти монарха в абсолютной М. нет, фактическое влияние на выполнение им своих функций оказывают окружение, семья, государственные органы, высшее военное командование, церковь, руководство территорий и общин. В осуществлении власти монархи также считаются с обычаями, религиозными нормами. Юридически подданные полностью зависимы от монарха. Исследователи называют Оман государством, где абсолютная М. пока еще сохраняется в чистом виде. Здесь нет конституции, роль основного закона выполняет Коран, нет парламента, король является верховным судьей и высшим духовным лицом страны. Такую М. можно назвать абсолютно-теократической монархией. Некоторые другие страны (Бахрейн, Кувейт, Бруней, Катар, Саудовская Аравия) близки к абсолютной М., поскольку сохраняют ее основные черты. Там есть конституции, дарованные монархами, а в отдельных странах - парламенты. И все-таки считается, что вся законодательная, исполнительная и судебная власть исходит от монарха, ему же принадлежит и высшая духовная власть. Конституционной, или ограниченной М. является форма правления, при которой монарх уже не имеет абсолютной власти; его власть ограничена наличием парламентского учреждения. Конституционную М. принято подразделять на дуалистическую и парламентарную. В дуалистической (дуализм - двойственность) М. государственную власть делят монарх и парламент, избираемый всем или определенной частью населения. Парламент осуществляет законодательную власть, монарх - исполнительную. Но в осуществлении последней монарх независим от парламента. Он назначает правительство, которое ответственно только перед ним. Парламент не имеет влияния на формирование, состав и деятельность правительства. Законодательные полномочия парламента ограничены, монарх имеет право абсолютного вето (т. е. без его утверждения закон не вступает в силу). Он может издавать свои акты (указы), имеющие силу закона, а то и более высокую силу. Монарх может назначать членов верхней палаты парламента, распускать парламент (зачастую на неопределенное время); при этом от него зависит, когда состоятся новые выборы, а на соответствующий период он обладает всей полнотой власти. Государствами с дуалистической М. считаются Иордания, Марокко. В парламентарной М. парламент занимает главенствующее положение, имеет верховенство по отношению к исполнительной власти. Правительство официально и фактически зависит от парламента. Оно не несет ответственности перед монархом, зато несет ее перед парламентом. Последний имеет право контроля в отношении правительства; если парламент выразил недоверие правительству, оно должно уйти в отставку. По отношению к монарху исследователи данной формы правления используют выражение "царствует, но не правит". Монарх назначает правительство или главу правительства в зависимости от того, какая партия (или их коалиция) имеет большинство в парламенте. Монарх либо не имеет права вето, либо осуществляет его по указанию ("совету") правительства. Он лишен права издавать акты, равнозначные законам. Исходящие от монарха акты обычно подготовлены правительством; они должны быть скреплены (контрассигнованы) подписью главы правительства или соответствующего министра, без чего они не имеют юридической силы. При возникновении конфликта между законодательной и исполнительной ветвями власти уходит в отставку не только правительство. По предложению правительства монарх может распустить парламент (нижнюю палату) и назначить новые выборы, чтобы в парламенте могло образоваться более стабильное большинство, при котором правительство либо укрепит свои позиции, либо будет сменено. Не следует рассматривать монарха в парламентарной М. только как декоративную фигуру или пережиток, оставшийся от феодальных времен. Наличие М. считается одним из факторов внутренней стабилизации государственной системы в соответствующих странах. Монарх стоит над партийной борьбой и демонстрирует политическую нейтральность. В своих обращениях к парламенту монарх может обратить внимание на важные для государства проблемы, требующие законодательных решений и консолидации общества. Парламентарные М. - Великобритания, Бельгия, Япония, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Таиланд, Непал и др. В некоторых странах монарх является высшим духовным лицом или главой церкви. Выше уже говорилось о том, что во многих арабских М. глава государства - одновременно высшее духовное лицо. А, например, монарх Великобритании является главой англиканской и пресвитерианской церкви. Для таких случаев используется понятие "теократическая монархия". (С. А.)
(греч. monarchia - единовластие)- наряду с республикой одна из двух форм правления, известных истории государства и права; при этой форме главой государства является единоличный правитель - монарх: власть монарха, как правило, является пожизненной и передается в порядке престолонаследия, что означает переход власти монарха от одного представителя царствующего дома (династии) к другому в установленном законом порядке. Еще один важный институт монархической формы правления - регентство (от лат. regerе - управлять) - временное коллегиальное (регентским советом) или единоличное (регентом) осуществление полномочий главы государства в М. в случае вакантности престола, малолетства, продолжительной болезни или временного отсутствия монарха. М. как форма правления весьма неоднородна и показала на протяжении веков свою гибкость и изменчивость, благодаря чему ей и удалось "выжить" в высокоразвитых демократических государствах. С большими оговорками можно выстроить следующую схему развития монархической формы правления от ее зарождения до наших дней. В ранних азиатских государствах М. обычно приобретала форму неограниченной деспотии (иногда теократии). В период средневековья она первоначально выступала как раннефеодальная М. (иногда принимала форму обширных феодальных империй), затем - как М. периода феодальной раздробленности, характеризующейся слабой центральной властью: за ней следовала М. сословно-представительная, превратившаяся затем в М. абсолютную (см. Абсолютизм). В результате буржуазно-демократических революций абсолютная М. была ликвидирована и заменена М. конституционной (также называемой ограниченной). Конституционная М. в свою очередь прошла две фазы развития: от дуалистической М. до парламентской. Парламентская М. - заключительная стадия развития этого института. Раннефеодальная М. в настоящее время исчезла. В современном мире сохраняются два исторических типа М. - абсолютная - светская и теократическая, и конституционная - дуалистическая и парламентарная, различающиеся степенью ограничения власти монарха. Абсолютная М. представляет собой разновидность монархической формы правления, характеризующуюся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) в руках монарха (по формуле Петровского Воинского устава - "самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен"). В настоящее время в мире сохраняются 8 абсолютных М.: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия. В некоторых из этих стран в последние десятилетия были сделаны первые шаги по переходу к конституционной М. В частности, в Кувейте (в 1962 г.), ОАЭ (в 1971 г.), Катаре (в 1972 г.), Бахрейне (в 1973 г.) были приняты конституции, а в Кувейте и Бахрейне также проведены выборы в законосовещательные парламенты (впоследствии распущенные). Однако эти реформы пока не изменили абсолютного характера М. В Саудовской Аравии и Омане конституции отсутствуют, а соответствующие отношения регулируют отдельные государственно-правовые акты (в Саудовской Аравии конституцией страны официально считается Коран). Согласно конституциям и другим государственно-правовым актам в абсолютных М. монарх осуществляет исполнительную власть совместно с правительством, а законодательную - при помощи разного рода законосовещательных органов (выборных или назначаемых) функцией которых является рассмотрение законопроектов без права их принятия. Особую разновидность абсолютной М. представляет теократическая М. - при которой власть принадлежит церковной иерархии. В настоящее время пример такой М. - город-государство Ватикан. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Ватикане принадлежат папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов. При конституционной М. власть монарха ограничена конституцией, выборный законодательный орган - парламент и независимые суды. Конституционная (ограниченная) М. впервые возникла в Великобритании в конце XVII в. в результате буржуазной революции. Характерные институты - так называемые контрасигнатура и цивильный лист. Контрасигнатура представляет собой скрепление акта монарха подписью главы правительства или министра, означающее, что юридическую и политическую ответственность за данный акт несет скрепивший его министр. Формально она объясняется тем, что монарх как глава государства неответственен за свои действия. Фактически же контрасигнатура была введена в Англии в начале XVIII в. как эффективное средство ограничения власти короля. Именно ее появление можно считать моментом окончательной победы конституционной М. в Англии, как и в других странах. Цивильный лист - сумма денег, ежегодно выделяемая на содержание монарха в конституционных М. Размер этой суммы устанавливается законом в начале каждого царствования и в дальнейшем может быть увеличен, но не уменьшен. Дуалистическая М. - исторически переходная форма от абсолютной М. к парламентарной. При дуалистической М. власть монарха ограничена конституцией, но и формально (т.е. в силу конституционных норм) и еще больше фактически (в силу слабости, неразвитости демократических институтов) он сохраняет обширные властные полномочия, что ставит его в центр всей политической системы данного государства. Так, при дуалистической М. правительство несет формально двойную ответственность перед монархом и парламентом, но реально подчиняется, как правило, воле монарха. Именно как дуалистическую М. можно охарактеризовать форму правления, существовавшую в Российской Империи с 17 октября 1905 г. до февральской революции 1917 г., а также в кайзеровской Германии (1871-1918). В настоящее время такая М. существует в Марокко, Иордании, Таиланде, Непале, Малайзии. Парламентарная М. - более прогрессивный вид конституционной М. Она характеризуется тем, что монарх чисто номинально выполняет свои функции. Даже если конституция наделяет его большими полномочиями (Нидерланды, Дания), он в силу конституционно-правового обычая не может ими самостоятельно воспользоваться. Все исходящий от монарха акты нуждаются в официальном одобрении министров. В ряде парламентарных М. (Япония, Швеция) монарх по конституции даже формально не имеет сколько-нибудь значительных полномочий. Правительство при парламентарной М. формально и фактически ответственно перед парламентом, которому по конституции принадлежит верховенство среди других органов государства. Особая разновидность М. - выборная (или избирательная), сочетающая элементы М. и республики. Такая М. существует ныне только в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на 5 лет особым совещанием из представителей монархических штатов, входящих в федерацию. М. и республика являются одинаково древними формами правления, однако вплоть до начала XIX в. М. была правилом для всех государственно-организованных народов, а республика - скорее исключением. С начала прошлого века соотношение неуклонно изменяется. Сейчас абсолютное большинство государств мира является республиками, а М. (все еще достаточно распространенная) рассматривается как пережиток прошлого, иногда даже просто как дань традиции (в Европе, Японии, странах Содружества). Безусловно, монархическая форма правления плохо согласуется с господствующими идеями народного суверенитета и равноправия людей. Но, несмотря на это, процесс "республиканизации" в последние годы замедлился. Государства, имеющие монархов, не спешат расставаться со своими традициями. Наоборот, во многих регионах мира на восстановление М. смотрят как на последний шанс достичь национального примирения. Именно с этой целью была восстановлена М. в Камбодже в 1993 г. Поднимался вопрос о возвращении власти афганскому королю в изгнании Захир-Шаху. В отдельных случаях попытки восстановить М. предпринимаются и диктаторами-авантюристами (классический пример - провозглашение в 1976 г. императором Бокассы в ЦАР). Свои монархические движения существуют во Франции, Италии, Греции и ряде других стран.


Монарх Монархия Монастыри


Copyright © «Юридический словарь sell-express.ru», 2007-2020.