Главная      Поиск слова:


Законопроект

Значение слова:

Законопроект - текст предлагаемого к принятию закона, подготовленный для внесения в законодательный орган или на референдум. Процесс подготовки 3. включает принятие решения о его разработке, выработку текста, обсуждение и доработку первоначального проекта, согласование его со всеми заинтересованными органами и организациями. После завершения подготовки 3. он вносится на рассмотрение законодательного органа в порядке законодательной инициативы. По субъекту законодательной инициативы 3. подразделяются на правительственные, депутатские и т.д.
- официальный текст предлагаемого к принятию проекта закона. Порядок подготовки, представления и внесения 3. в Государственную Думу, требования, предъявляемые к 3., определены Конституцией РФ и регламентами палат Федерального Собрания. Статус официального 3. приобретает в том случае, если, зарегистрировав его, Государственная Дума удостоверяется в том, что данный 3. представлен субъектом права законодательной инициативы, а его содержание, форма, предъявленные документы отвечают процедурным требованиям Регламента палаты. Юридическое значение признания 3. официальным таково: инициатор 3. вправе требовать включения его в план рассмотрения палатой законопроектов; 3. может быть направлен на заключение в Правительство РФ; в отношении такого 3. могут быть проведены парламентские слушания и совершены иные действия. Законодательная практика оперирует также понятием "альтернативный законопроект". Таковым является 3., который по своему содержанию (предмету правового регулирования) совпадает с 3., уже принятым (или принимаемым) Государственной Думой к рассмотрению. Согласно Регламенту Государственной Думы, если такой 3. поступит в палату после принятия 3. по тому же вопросу в первом чтении, то альтернативный 3. возвращается его инициатору. В том случае, если альтернативные 3. вносятся до рассмотрения в первом чтении 3. по этому же вопросу, Совет Государственной Думы принимает решение отложить рассмотрение в первом чтении уже внесенного 3. Одновременно он устанавливает срок проработки альтернативных 3. и дает поручение ответственному комитету подготовить альтернативные 3. к рассмотрению палатой в первом чтении наряду с 3., внесенным в Государственную Думу ранее. Если в отношении поступивших ранее 3. принято решение о включении их в проект порядка работы палаты, то принятие к рассмотрению новых альтернативных 3. прекращается. (В.Ч.)
- первоначальный текст предлагаемого к принятию закона, подготовленный для внесения на рассмотрение законодательного органа или референдум. Процесс подготовки З. включает принятие решения о подготовке проекта, выработку его текста, обсуждение и доработку первоначального проекта, согласование его со всеми заинтересованными органами и организациями. После завершения подготовки З. он вносится на рассмотрение законодательного органа в порядке законодательной инициативы. По содержанию З. подразделяются на следующие виды: публичные, которые устанавливают общие нормы поведения; финансовые, касающиеся к.-л. финансовых вопросов (ассигнования, налоги, займы и т.д.); частные, которые касаются к.-л. физических или юридических лиц и носят характер административных актов (имущественные претензии к правительству, статус корпораций и т.д.). По субъекту законодательной инициативы З. подразделяются на правительственные, депутатские и т.д. Во Франции и в странах, воспринявших французскую конституционно-правовую систему, принято различать собственно З. (вносятся в парламент правительством) и законодательные предложения (вносятся депутатами).
- письменный текст, представляемый субъектом права законодательной инициативы. в парламент для рассмотрения и принятия в качестве закона. Законопроекты, исходящие от государственных органов, общественных объединений, граждан, не обладающих правом законодательной инициативы, могут быть переданы ими субъектам права законодательной инициативы и внесены последними в парламент (см.: Законодательный процесс). (С. А.)
- текст предлагаемого к принятию закона, содержащий проектируемые нормы права и подготовленный для внесения на рассмотрение высшего органа законодательной власти страны или на референдум. Подготовка 3. начинается с принятия решения о начале работы над ним. В РФ планы законопроектных работ на календарный год утверждаются ГД. Решение о подготовке 3. может приниматься высшим законодательным органом в форме поручения своим постоянным комитетам. Правительству либо какому-либо иному органу разработать проект того или иного акта. 3. может быть подготовлен по инициативе Президента, Правительства РФ, комитетов законодательного органа, других лиц, органов и организаций, обладающих правом законодательной инициативы. Инициативу в подготовке 3. могут проявить субъекты Федерации через свои органы законодательной власти. При подготовке первоначального варианта 3. бычно применяется ведомственный отраслевой принцип. Такой принцип обеспечивает квалифицированное составление 3., участие специалистов. Во многих случаях поручение составить первоначальный текст дается нескольким ведомствам, включая и юридический орган (Минюст РФ, ВС РФ. Прокуратура, МВД РФ). В правотворческой практике в зависимости от содержания 3. используется и другой принцип, когда он готовится постоянными комитетами высшего представительного органа (3. о выборах, о статусе депутатов, о референдуме и т.д.). Однако ведомственный принцип преобладает в современной законотворческой практике. Большинство законов, в первую очередь тех, которые касаются граждан и их организаций, готовятся с активным участием партий, профсоюзов и других общественных объединений. Разработка 3. определяется его научной концепцией, включает в себя определение основных целей будущего регулирования, примерную структуру 3., обоснование его основных нормативных положений, сведения о действующем регулировании и зарубежном законодательстве по соответствующему вопросу, предложения о составе органов и организаций, которые должны участвовать в разработке 3., и др. Для подготовки важных и сложных 3. обычно образуются комиссии, включающие депутатов. представителей основных заинтересованных органов, общественных организаций. ученых-юристов, ученых соответствующих отраслей науки и других специалистов. Возможны поручения составить альтернативные проекты нескольким органам, организациям, творческим коллективам или отдельным лицам. а также объявление конкурсов на лучший проект. После разработки первоначального варианта 3. обычно организуется его предварительное обсуждение, которое осуществляется, как правило, с привлечением большого круга заинтересованных органов, организаций общественности. Формы такого обсуждения разнообразны: широкое обсуждение на местах (в республиках, регионах и т.д.) с привлечением общественных организаций; парламентские чтения; обсуждение на совещаниях в соответствующих комитетах законодательного органа по профилю проекта с участием научной общественности и заинтересованных министерств, ведомств и иных организаций; расширенные заседания подготовительных комиссий; обсуждение в печати, на радио и телевидении; рецензирование проекта научно-исследовательскими учреждениями, научные конференции и симпозиумы, отзывы и заключения на 3. со стороны министерств и ведомств, иных учреждений и организаций, не участвующих в его разработке, и т.д. Важнейшие 3. могут быть вынесены на всенародное обсуждение. Подготовленные 3. обычно предварительно рассматриваются на заседаниях комитетов законодательного органа, которые по профилю своей деятельности заинтересованы в его принятии. Разработанные проекты должны быть подвергнуты всесторонней правовой, финансовой, экологической и иной специализированной экспертизе. После учета замечаний и предложений, высказанных в процессе предварительного обсуждения 3. он окончательно дорабатывается и редактируется. Как правило, это делает рабочая комиссия, которая составляла первоначальный текст 3. Затем 3. вносится в официальном порядке на рассмотрение в законодательный орган. Правом официального внесения 3. в высший представительный орган страны (законодательной инициативой) пользуются определенные полномочные органы, организации и лица, предусмотренные Конституцией РФ. Все официально внесенные 3. рассматриваются и принимаются, как правило, после обсуждения соответствующими комитетами (комиссиями) палат законодательного органа по профилю 3., а также комитетом по законодательству. Затем рассмотрение 3. вносится в повестку дня заседания законодательного органа (см. Законодательный процесс).


Законодательство Законопроект Законосовещательные Органы


Copyright © «Юридический словарь sell-express.ru», 2007-2020.