Главная      Поиск слова:


Прокуратура



Значение слова:

Прокуратура (от лат. procurare - заботиться) - специальный государственный орган (система органов), уполномоченный: возбуждать уголовные дела, поддерживать обвинение, представлять интересы государства в судебном процессе. В социалистических, а также в ряде бывших социалистических стран П. также принадлежит функция надзора за точным и единообразным исполнением законов всеми гражданами, организациями и должностными лицами ("общий надзор"). В одним странах П. является составной частью суда, в других организационно отделена от него. Иногда входит в систему министерства юстиции (США, Франция, Нидерланды, Австрия, Япония, Польша). Конституция РФ устанавливает наиболее общие принципы организации Прокуратуры РФ, оставляя регулирование всех остальных вопросов ее правового статуса за федеральным законом.
- 1. 1-я четв. XVIII в.- система специальных контрольных органов за деятельностью местной администрации, возглавляемая генерал - прокурором Сената. 2. По судебной реформе 1864 г. специальный государственный орган, в компетенцию которого входило возбуждение уголовных дел и поддержание обвинения.
(от лат. procurare - заботиться) - специальный государственный орган (система органов), в компетенцию которого входит возбуждение уголовных дел, поддержание обвинения, представительство интересов государства в судебном процессе. В социалистических, а т.ж. в ряде "постсоциалистических" стран П. т.ж. принадлежит функция надзора "заточным и единообразным исполнением законов всеми гражданами, организациями и должностными лицами" (т.н. "общий надзор"). В одних государствах П. является составной частью суда, в других организационно отделена от него. В некоторых странах П. входит в систему министерства юстиции (США, Франция, Нидерланды, Австрия, Япония, Польша). Конституция РФ 1993 г. устанавливает лишь наиболее общие принципы организации П. РФ, оставляя регулирование всех остальных вопросов правового статуса этого органа за Федеральным законом "О Прокуратуре Российской Федерации".
- система государственных органов, предусмотренная Конституцией РФ. В соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции ФЗ от 10 февраля 1999 г.) на П. возложены прокурорский надзор(см.: Надзор прокурорский), а также иные функции (направления деятельности): - уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством; - координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; - участие по правилам, установленным процессуальным законодательством, в рассмотрении дел судами, опротестование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов. Основными принципами организации и деятельности П. являются: - единство и централизация ее органов и учреждений на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ; - осуществление полномочий независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими законами; - гласность в той мере, в какой она не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной специально охраняемой законом тайне; - информация федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности. Систему П. составляют: Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры (транспортные, природоохранительные и по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях), научные и образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.(К. Г.)
(от лат. procure предотвращаю, обеспечиваю, проявляю заботу) - система специальных государственных органов, осуществляющих функцию уголовного преследования и поддержания государственного обвинения в уголовном судопроизводстве. В одних странах П. - составная часть суда, в других - организационно отделена от него. В некоторых странах П. входит в систему Министерства юстиции (США, Франция, Нидерланды, Австрия, Япония, Польша). Традиционно российская прокуратура наделена широкими правомочиями. Созданная 275 лет назад Петром I как "око государево", прокуратура выполняла также функцию наблюдения за исполнением царских Указов и повелений на всей территории страны. Внесенные судебной реформой 1864 г. ограничительные коррективы надзорных полномочий П. в послеоктябрьский период были признаны несостоятельными. П. СССР формировалась как единая, независимая, централизованная система, имеющая основной задачей обеспечение высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями, исполнительными и распорядительными органами местной власти, а также гражданами. Более того, такими надзорными правомочиями П. стала обладать и в отношении судебных решений. Новая редакция ФЗ РФ "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 ноября 1995 г. внесла существенные новшества в ее государственно-правовой статус, отвечающий задачам демократического реформирования общества и реалиям переходного периода. Аккумулируя все ценное из прошлого опыта П. и, прежде всего, сохранив централизацию построения П. и задачу обеспечения единства законности на всей территории страны, новый Закон усилил правоохранное назначение П., особенно в сфере защиты прав и свобод человека. Впервые этому направлению надзора в Законе посвящена специальная глава, где четко регулируются полномочия прокурора, средства и формы реагирования на нарушения личной неприкосновенности, политических, социально-экономических и иных прав и свобод граждан. По существу, прокурорский надзор распространяется на все сферы жизни, урегулированные законом, сохраняя функцию уголовного преследования, включая предварительное следствие и поддержание обвинения в суде. Закон наделяет П. таким важным правомочием, как координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Процессуальное назначение прокурора, его полномочия в судебных инстанциях при рассмотрении уголовных, гражданских, арбитражных дел и дел об административных правонарушениях регулируются УПК, ГПК, АПК и КоАП. Органы П. осуществляют свои полномочия независимо от органов власти и управления, в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами. Прокуроры и следователи органов П. не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти или местного самоуправления. Они также не могут являться членами общественных, объединений, преследующих политические цели. Создание и деятельность таких объединений в органах и учреждениях П. не допускается. Свои функциональные задачи и решения прокуроры реализуют только на основе закона и своего внутреннего убеждения. Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок и предварительного следствия до их завершения. Требования прокурора, вытекающие из их полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Любые посторонние воздействия, исходящие от представителей власти, общественных организаций, средств информации или других юридических и физических лиц влекут установленную законом ответственность. Именно поэтому государство предусматривает специальные меры защиты прокуроров и следователей. Прокуроры вправе участвовать в правотворческой деятельности, заседаниях органов законодательной и исполнительной власти соответствующего уровня, органов местного самоуправления. Заметный участок деятельности П. - рассмотрение и разрешение жалоб и иных обращений в порядке, установленном законом. Согласно Конституции РФ система П. и ее законодательное регулирование относится к исключительному ведению РФ. Целостную систему П. РФ составляют Генеральная П., П. субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные П., научные и образовательные учреждения, а также П. городов и районов. Создание и деятельность на территории РФ прокурорских структур, не входящих в единую прокурорскую систему, не допускаются. Во главе всей системы стоит Генеральный прокурор РФ, осуществляющий непосредственно и через систему подчиненных органов от имени РФ надзор за исполнением законов и иных функций, возложенных федеральным законодательством. Система территориальных П. соответствует федеральному устройству РФ, которая состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, являющихся равноправными субъектами Федерации. Кроме того, в систему П. РФ входит свыше 2600 городских и районных П.. непосредственно подчиненных прокурорам субъектов РФ. В ряду специализированных П. особое место занимает военная. Ее структурными частями являются П. военных округов и флотов, ракетных войск стратегического назначения, ФПС РФ и П. других войск, приравненные по своему статусу к П. субъектов Федерации. Низовое звено этой системы - П. гарнизонов, объединений и соединений, приравненных по своему статусу к районным и городским П. Основное назначение военных П., возглавляемых Главным военным прокурором, - осуществление надзора за исполнением законов в Вооруженных Силах, РФ, органами управления, воинскими частями, военно-учебными заведениями, предприятиями и организациями Минобороны РФ, а также службами внешней разведки, внутренних войск и т.д. Главный военный прокурор по занимаемой должности является заместителем Генерального прокурора РФ. В соответствии со ст. 14 Закона о П. Генеральный прокурор РФ имеет Первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности СФ по его представлению. В Генеральной прокуратуре образуется также коллегия в качестве совещательного органа. Вступая в должность, прокуроры и следователи П. принимают Специальную присягу; прохождение их службы регулируется не только трудовым законодательством, но и специальным Положением, утверждаемым ГД. Строго регламентируется возрастной и образовательный ценз, а в зависимости от должности и наличия стажа практической работы обязательное требование - регулярная аттестация и медицинское освидетельствование. Необходимый атрибут принадлежности к прокурорскому корпусу - учреждение и присвоение классных чинов. Законом о прокуратуре установлен особый порядок привлечения прокуроров и следователей к уголовной и административной ответственности, а также их материального и социального обеспечения. В настоящее время в системе органов П. функционирует Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка. 2 учебных института и 3 института повышения квалификации и кадров (межрегиональных учебных центров). На федеральном и региональном уровнях функционируют Координационные советы руководителей правоохранительных органов, вырабатывающие и реализующие программы совместных действий по предупреждению правонарушений, повышению результативности оперативно-розыскной, следственной и прокурорской работы в борьбе с преступностью.



Прокуратор Прокуратура Прокуратура Рф


Copyright © «Юридический словарь sell-express.ru», 2007-2020.