Главная      Поиск слова:


Федерация

Значение слова:

Федерация (фр. federation, от позднелат. foederatio - объединение, союз) - форма государственного устройства. Представляет сложное (союзное) государство, состоящее из образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью. Составляющие Ф. государственные образования (штаты, земли, провинции) являются ее субъектами и имеют свое собственное административно-территориальное деление.В отличие от унитарного государства Ф. имеет две системы высших органов власти - федеральные и соответствующие органы членов Ф. Федеральные органы осуществляют свои полномочия и функции на всей территории страны. Государственные образования, составляющие Ф., не являются государствами в. собственном смысле слова. Они не обладают суверенитетом, правом одностороннего выхода из союза, юридически лишены права участия в международных отношениях. В случае нарушения союзной конституции или законодательства центральная власть имеет право на принудительные меры по отношению к субъекту Ф. (см. Федеральная интервенция). Одним из обязательных элементов Ф. является двухпалатная структура федерального парламента. В зависимости от роли национального (лингвистического) фактора в определении структуры Ф. различаются Ф. на территориальной (США, Австралия, Австрия, ФРГ, Аргентина, Венесуэла, Бразилия, Мексика), национальной (Индия, Бельгия, Нигерия, Пакистан) и смешанной национально-территориальной основе (РФ, Швейцария, Канада).
- форма государственного устройства, предусматривающая осуществление государственной власти как в целом на общегосударственном уровне, так и на уровне составных частей государства - субъектов федерации. В отличие от унитарных государств в федерациях существует два уровня законодательства - федеральное законодательство и законодательство субъектов Федерации. Федерации отличает от государств, имеющих конфедеративное устройство, наличие общефедеральных органов законодательной, исполнительной, судебной власти, целостной территории, единых вооруженных сил, единой денежной системы и других признаков. По способу образования принято выделять федерации конституционные и договорные. Конституционные федерации - созданные на основе Конституции или иного конституционного документа, в котором центральная власть признает федеративное устройство и автономию отдельных территорий. Договорными федерациями признаются образованные в результате объединения самостоятельных государств путем заключения договора о соединении их в одно единое государство. Иногда выделяется промежуточная форма - конституционно-договорные федерации. В основе их создания выделяют конституционные и договорные начала. По способу выделения частей (субъектов) федерации можно подразделить на образованные по территориальному, национальному и территориально-национальному признаку. Федерации, в которых субъекты образуются исходя из территориально-географических условий, принято считать построенными по территориальному признаку. Построенными по национальному признаку признаются федерации, в которых субъекты выделяются по национально-этническим особенностям населения этих территорий. Территориально-национальный признак положен в основу федераций, в которых сочетаются оба подхода. По особенностям разграничения полномочий между центральной государственной властью и властью субъектов федерации можно подразделить на централизованные, в которых федеральные органы имеют наибольший объем полномочий, включая вопросы изменения границ субъектов Федерации, создания и ликвидации субъектов, и децентрализованные - в этих государствах составные части наделяются достаточно широким объемом полномочий. В зависимости от закрепления статуса субъектов федерации можно выделять симметричные - федерации, в которых все субъекты обладают равным статусом, и асимметричные - статус субъектов которых отличается. Федерации также различаются на два вида в зависимости от того, предусматривается ли возможность выхода из состава федерации ее субъектов или нет. Российской государство является федерацией, основанной на территориально-национальном принципе создания субъектов Федерации, взаимоотношения между центральной властью и властью субъектов в которой основываются на конституционном регулировании. Федеральной Конституцией закрепляются различные виды субъектов - республики в составе России, края, области, города федерального значения города Москва и Санкт-Петербург, автономных округов и автономная область - и одновременно провозглашается равенство всех субъектов, в том числе во взаимоотношениях с федеральными органами власти. Конституцией России не предусматривается выход из состава федерации и провозглашается территориальная целостность Российской Федерации.
(позднелат. foederatio - союз от foederare - укреплять союзом) -1) союз, объединение; 2) государство, являющееся объединением относительно самостоятельных регионов, государственных образований; форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства единицы (земли, штаты, области, губернии) имеют собственные конституции или уставы, законодательные, исполнительные, судебные органы; при этом образуются единые для всех единиц органы государственной власти (федеральные), устанавливается единое гражданство, денежная единица и т.д. Федеральные органы осуществляют свои полномочия и функции на всей территории страны. Государственные образования, составляющие Ф., не являются государствами в собственном смысле слова. Они не обладают суверенитетом, правом одностороннего выхода из союза, юридически лишены права участия в международных отношениях. Тем не менее, в ряде федеративных государств, в т.ч. в РФ, допускается ограниченное участие субъектов Ф. в международных экономических, культурных и т.п. контактах. В случае нарушения союзной конституции или законодательства центральная власть имеет право принять принудительные меры по отношению к субъекту Ф. (см. ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ). Один из обязательных элементов Ф. - двухпалатная структура федерального парламента. В зависимости от роли национального (лингвистического) фактора в определении структуры Ф. различаются Ф. на территориальной основе (Австралия, Австрия, Аргентина, Венесуэла, Бразилия, Мексика, США, ФРГ), на национальной основе (Бельгия, Индия, Нигерия, Пакистан) и на смешанной национально-территориальной основе (Канада, РФ, Швейцария). В теории конституционною права т.ж. иногда проводится различие между т.н. конституционными Ф. (Бразилия, Канада, США), конституционно-договорными (РФ) и договорными (Объединенные Арабские Эмираты, Объединенная Республика Танзания, Швейцария), между централизованными (например, Индия, где штаты, кроме одного, не имеют своих конституций и гражданства) и децентрализованными (США, ФРГ, Швейцария).
(лат. Foedus - союз) Форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства образования (земли, штаты и т.д.) обладают определенной политической самостоятельностью, т.е. имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы; наряду с ними существуют федеральные органы государственной власти.
- в конституционном праве одна из форм государственного устройства, при которой государство состоит из субъектов Ф. - государств, автономных национально-государственных (национально-территориальных) и территориальных (территориально-государственных) образований. По способу образования Ф. может возникнуть либо путем создания входящими в нее субъектами (государствами) союза, оформленного договором (так, к примеру, возник в 1922 г. Союз ССР; при этом был заключен Договор об образовании СССР), либо путем преобразования унитарного государства в Ф. (например, в январе 1918 г. Российская советская республика была объявлена Ф., но в вопросе о ее субъектах полной ясности не было до 1992 г., когда наконец было четко зафиксировано, что субъектами РФ являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа). Возможно и создание государствами конфедерации с последующим ее перерастанием в федеративное государство, что, однако, должно быть оформлено договором или конституцией нового государства. Соответственно, в науке конституционного права по способу образования принято различать так называемые договорные и конституционные Ф. Первые образуются путем заключения договора, вторые - путем принятия конституции нового государства. Однако деление это - условно, поскольку в Ф. оба начала чаще всего переплетаются, т. е. сначала заключается договор или как-то иначе декларируется образование Ф., а затем это оформляется конституцией. При этом договор может либо стать частью конституции (причем как в неизменном, так и в существенно переработанном виде), либо вообще не найти в ней места в виде официальной части, а только отражаться в существе предписаний. Оба варианта можно видеть в отечественной истории. Так, при создании СССР 30 декабря 1922 г. был заключен Договор об образовании СССР, затем принята Конституция СССР. Договор является ее составной частью, однако его текст был существенно переработан по сравнению с текстом Договора 1922 г. Преобразование Российской республики в федеративное государство было объявлено в январе 1918 г. в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа (посвященной в целом характеристике нового общественного строя) и в резолюции 3-го Всероссийского съезда Советов "О федеральных учреждениях Российской республики". В Конституцию 1918 г. Декларация, объявлявшая Россию федерацией, была включена, хотя в Конституции был и специальный раздел - общие положения Конституции РСФСР, - где также давалась характеристика федеративного государства. 31 марта 1992 г. были заключены три договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и, соответственно, республик, автономной области и автономных округов, краев, областей и городов федерального значения, объявленные единым Федеративным договором. При изменении Конституции 21 апреля 1992 г. положения всех трех договоров были в переработанном виде включены в Конституцию, однако постановлением VI Съезда народных депутатов РФ от 10 апреля 1992 г. данный Федеративный договор был объявлен в целом составной частью Конституции. При подготовке новой Конституции РФ на последнем этапе, в мае-июне 1993 г., и проект Президента РФ, и проект Конституционной комиссии включали Федеративный договор. Однако при вынесении Президентом РФ проекта Конституции на референдум Федеративный договор был исключен из ее текста, хотя в содержании Конституции он отражен. Кроме того, в ч. 3 ст. 11 Конституции сказано, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ осуществляется самой Конституцией, Федеративным и иными договорами о таком разграничении. А в "Заключительных и переходных положениях" указано, что Федеративный договор действует, но в случаях несоответствия его положений Конституции РФ действует Конституция РФ. Таким образом, хотя нынешнюю Российскую Федерацию и принято считать конституционной Ф., отрицать определенное значение Федеративного договора нельзя, особенно если учесть, что это постоянно подчеркивают представители многих субъектов РФ, особенно республик. По субъектному составу различаются: Ф., состоящие из государств. Например: субъектами СССР были союзные республики - государства; субъектами США являются штаты (в прямом переводе - государства); субъектами ФРГ - земли (в прямом переводе - страны, государства); Ф., состоящие из автономных единиц. Например: при образовании РСФСР в 1918 г. провозглашалось, что в нее входят автономные областные союзы, которые со временем стали автономными республиками, автономными областями и автономными округами; соответственно, до 1992 г. был дискуссионным вопрос о субъектах РСФСР и о том, как быть с территориями, где проживает почти 100% русского населения, - краями, областями, городами федерального значения, пока, наконец, и они были официально провозглашены субъектами РФ; Ф., состоящие из территориальных единиц. Этот вид Ф. перекликается с первым из названных выше, поскольку речь идет чаще всего о мононациональных государствах, в которых территориальные единицы до их объединения в Ф. были самостоятельными территориями (государствами) с единым по психологии и языку населением. Впоследствии и другие единицы входили в Ф. не по национальному признаку, а как территориальные образования (например, это характерно для США); Ф., состоящие из различных видов субъектов. Типичным примером является Российская Федерация. По характеру связей между Ф. и ее субъектами различают Ф. с равноправными субъектами - так называемые симметричные Ф., и Ф. с неравноправными (разностатусными) субъектами - так называемые асимметричные Ф. Вопрос о статусе субъектов чрезвычайно важен, иногда может быть болезненно острым. Например, на последнем этапе существования Союза ССР таковым был вопрос о статусе автономных республик. Многие из них полагали, что должны иметь такой же статус, как и союзные республики, т. е- статус субъекта СССР. В 1990 г. были приняты законы СССР, которыми автономные республики были объявлены субъектами СССР. Однако это было неравнозначно воспринято теми союзными республиками, в состав которых входили автономные республики, поскольку получалось, что на союзном уровне голосами автономных республик можно было принять решения, в которых были не очень заинтересованы союзные республики (напомним, что в СССР было 15 союзных и 20 автономных республик). В проектах Союзного договора, который должен был оформить природу СССР на новом этапе развития, появилась формула о двух видах союзных республик: входящих только в СССР; входящих в СССР и в другую союзную республику. По всей вероятности, эта сложная и несколько искусственная конструкция привела бы к осложнениям в отношениях между двумя видами субъектов, если бы Союз ССР не прекратил свое существование. В теперешней Российской Федерации вопрос о равенстве субъектов также не является простым, поскольку они в некоторых отношениях юридически не обладают адекватными характеристиками (республики имеют конституции, гражданство, более широкие права по распоряжению собственностью). Некоторые политические деятели утверждают, что асимметричная Ф. на данном этапе больше подходит для России. Но есть и противоположное мнение. В Российской Федерации существуют и такие субъекты, которые входят в состав других субъектов. Это - автономные округа. Всего их 10: из них девять входят в состав краев и областей РФ; Чукотский автономный округ входит напрямую в Российскую Федерацию. Поскольку автономные округа входят также и в состав РФ, у них получается как бы двойной статус. Кое-где это приводит к обострению отношений с краями, областями, в которые они входят. Ф. имеет все признаки, характерные для государства, - конституцию, федеральное законодательство, федеральные органы государственной власти, единые основы системы региональных органов государственной власти и местного самоуправления, систему экономических отношений, бюджет, финансовую и денежную систему, единые налоги, единые вооруженные силы и правоохранительные органы, единство статуса человека и гражданина, государственную символику и столицу. По видам разграничения компетенции опыт федеративных государств дает разные примеры. Наиболее распространены варианты: вопросы ведения Ф., вопросы совместного ведения Ф. и субъектов Ф., остальные вопросы - в ведении субъектов Ф.; четкие полномочия Ф., четкие полномочия субъектов Ф. Но возможны также иные варианты: определенный круг вопросов - в ведении Ф., остальные - только в ведении субъектов Ф.; наоборот, определенный перечень вопросов Ф. - в ведении субъектов, остальные - только в ведении центра. Причем следует иметь в виду, что Ф. могут идти по пути определения по уровням так называемых предметов ведения, т. е. отраслей, сфер, групп отношений, либо более или менее четкого разграничения по уровням компетенции, т. е. полномочий конкретных государственных органов. По характеру разграничения компетенции и обеспечения самостоятельности уровней управления Ф. могут быть весьма централизованными. Для таких Ф. даже возникло понятие "унитарная федерация". Возможны Ф. и с сильной степенью децентрализации, когда центру оставлен узкий круг предметов ведения, полномочий, остальное субъекты сохраняют за собой. Вопрос о мере соотношения возможностей центра и субъектов в федеративном государстве был и остается злободневным. Однако мировой опыт, а также пример собственной истории говорят о том, что федеративное государство всегда настроено на увеличение своего влияния. В то же время ослабление Ф. за счет изъятия у нее полномочий, собственности может привести к такому критическому пределу, за которым уже следует распад Ф. (см. также: Федерализм). (С. А.)
(лат. Foederatio - союз, объединение) - форма политико-территориального и (или) национально-государственного устройства, представляющая собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью. В мире насчитывается 23 Ф., каждой из которых свойственна своя модель территориальной, национально-территориальной организации, отражающая соотношение целого (Ф.) с ее частями - субъектами Ф. (штатами, республиками, кантонами, землями, провинциями, областями и другими единицами). В отличие от конфедерации - договорного союза независимых государств, которая, по сути, представляет международно-правовое объединение, Ф. - государственно-правовое объединение, единое суверенное государство с развитыми самоорганизацией и самостоятельностью его составных частей, множеством элементов, форм и механизмов саморегулирования (законодательством, системой властных структур и др.). В сравнении с унитарной формой Ф. в определенных исторических условиях рассматривается как: более демократический тип организации и ведения дел, организационно-территориального построения государства и управления им: форма выявления и удовлетворения многообразных интересов, стремлений, потребностей самовыражения, идентификации народов: средство отражения национального бытия, сознания, традиций народов (гражданских, национально-этнических, конфессиональных и др.). Основное назначение Ф. - обеспечение сотрудничества субъектов как единого целого, согласования общегосударственных и региональных, национальных и иных интересов населения. Ф. свойственны такие признаки, как: наличие единой территории, состоящей из совокупности территорий ее субъектов, на которые распространяется суверенитет Ф.; наличие гарантий статуса и границ субъектов Ф.; конституционное либо конституционно-договорное разграничение предметов ведения и полномочий между Ф. и ее субъектами; в ряде случаев наличие единого гражданства; учреждение и конституирование общего для всей Ф. механизма государственной власти (парламента, правительства, судов); наличие федеральной правовой системы, обеспечивающей единое правовое пространство, верховенство конституции и приоритет законов Ф.; образование единого экономического и оборонного пространства, создание единой денежной, финансовой, кредитной систем, единых вооруженных сил, установление государственного языка (языков), государственных символов Ф. На уровне территориальных частей Ф. также создаются основные элементы их государственности - законодательная, исполнительная власть, в ряде случаев собственная судебная власть, правовая система и др. Большинство Ф. - крупные и средние государства, среди которых США, Германия, РФ, Канада, Австралия, Австрия, Швейцария, Индия, Пакистан, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Эфиопия, Нигерия. По способу возникновения различаются договорные (на основе союза) и конституционные (основанные на автономии) Ф. (Германия, Индия, РСФСР (1918)). В зависимости от значения национального фактора в организации Ф. их классифицируют на территориально-национальные (Индия, Канада, РФ и др.) и чисто территориальные (Германия, Бразилия, Мексика и др.). По структуре и в зависимости от степени равноправия составных частей различают Ф. симметричные - с однопорядковыми субъектами (Австрия, Германия, ОАЕ и др.; юридически таковыми были СССР, СФРЮ, ЧСФР) и асимметричные - с разностатусными и различными видами субъектов (РФ, Швейцария). По степени сочетания централизации и децентрализации, учету спецификации различных составных частей Ф. их принято делить на интегративные (централизованные, например Индия) и деволюционные (относительно централизованные - США, Германия, Швейцария и др.). По форме правления подавляющее большинство Ф. - республики. Ф. - монархиями являются Австралия, Канада (номинальный глава государства - английская королева), Бельгия, ОАЕ, Малайзия (13 штатов являются султанатами-монархиями, а 4 возглавляются губернаторами, назначаемыми Верховным главой Малайзии, избираемым Советом султанов, сроком на 5 лет), Статус Ф., их субъектов и составных частей (федеральных территорий, округов, ассоциированных государств) определяется конституцией Ф. Суверенитетом обладает само федеративное государство, субъекты иногда декларируют полный суверенитет, хотя им не обладают. Конституционно-правовой статус Ф. и ее субъектов, характер федеративных отношений во многом предопределяется способами распределения власти - предметов ведения и полномочий - по вертикали. Именно в этом и состоит основное отличие федеративного устройства от унитарного. В науке и конституционной практике существуют несколько способов разграничения предметов ведения и полномочий Ф. и ее субъектов. Суть первого состоит в установлении конституцией исключительных полномочий и предметов ведения Ф., а все остальные ею относятся к ведению субъектов Ф. (США, Австрия, Швейцария). Второй способ- определение полномочий как Ф., так и ее субъектов (Канада, Аргентина, Мексика и др.). При третьем способе перечисляются три сферы полномочий: Ф., ее субъектов и совместного ведения (ФРГ, Индия). Четвертый способ состоит в установлении перечня предметов ведения и полномочий Ф. и сферы совместного ведения Ф. и ее субъектов (РФ, Пакистан, Нигерия. Статья 73 Конституции РФ устанавливает при этом, что вне предметов ведения и полномочий РФ по предметам совместного ведения субъекты обладают всей полнотой государственной власти). При этом степень детализации полномочий в разных Ф. неодинакова. Число субъектов Ф. варьируется от 2 в Танзании до 89 в РФ (в США их 50, ФРГ- 16, Мексике-31, Пакистане и Микронезии - 4, Эфиопии - 9 и т.д.). Они называются штатами, землями, провинциями, кантонами, эмиратами, республиками, областями, краями, городами и т.д. По своему правовому положению субъектам ряда Ф. присущи признаки государственности: они имеют свою конституцию (штаты США, Мексики, республики в РФ), которую принимают сами и которая не нуждается в утверждении центральных органов; создают свои парламенты, издают законы, формируют свои правительства, возглавляемые губернаторами, президентами, главами республик (в РФ), премьер-министрами, главными министрами; могут иметь собственную судебную систему, вплоть до верховных судов, действующих параллельно с федеральными судами; в некоторых Ф. все ее субъекты или часть из них могут иметь свое гражданство (США, РФ); во многих Ф. субъекты вправе иметь свои символы (герб, флаг, столицу), вступать в экономические и культурные отношения с зарубежными государствами, создавать в этих целях свои представительства, иметь своих представителей во второй палате федерального парламента, которая считается органом выражения интересов субъектов Ф. (1 сенатора от каждого штата в США, по 3 - в Бразилии, от 3 до 6 - в ФРГ, от 1 до 34 - в Индии, 2 - в РФ и т.д.). Исторические судьбы Ф. (старейшими из них являются Швейцария, созданная в 1291 г. и США - 1777 г.), их эволюция, возрастание после второй мировой войны втрое числа федеративных государств - с одной стороны, ликвидация созданных после обретения ими независимости таких Ф., как Индонезия, Ливия, Уганда, распад и реорганизация социалистических Ф. (СССР - в 1991 г., СФРЮ - в 1992 г., ЧСФР - в 1993 г.) - с другой, свидетельствуют об ошибочных в ряде случаев подходах к принципам их построения, переоценке тех или иных характерных черт и начал (например, национального принципа их построения, права на выход из Ф.). В 90-е гг. XX в. идея федеративного строительства вновь стала активно востребоваться, о чем свидетельствует провозглашение Ф. Бельгии (1993), Эфиопии (1994). И это закономерно вытекает как из перспективности федерализма, так и из объективной универсальной тенденции мирового общественного развития к интеграции. Исторический опыт, накопленный Ф., в определенной мере используется такими международными образованиями, как Европейский Союз, Содружество Независимых Государств.


Федеративный Договор Федерация Федерирование (федерализация)


Copyright © «Юридический словарь sell-express.ru», 2007-2020.