Главная      Поиск слова:


Суверенитет

Значение слова:

Суверенитет (фр. souverainete - верховная власть) - верховенство и независимость власти. В науке конституционного права различаются несколько видов С.: 1) С. государственный - верховенство власти внутри страны и ее независимость во внешней сфере, т. е. полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая подчинение властям иностранных государств, в т. ч. в сфере международного общения, кроме случаев явно выраженного и добровольного согласия со стороны государства на ограничение своего С. ; 2) С. национальный - полновластие нации, ее политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая прежде всего способность политически самоопределяться вплоть до образования собственного государства; 3) С. народный - полновластие народа, т. е. обладание социально-экономическими и политическими средствами для реального участия в управлении делами общества и государства. Народный С. является одним из принципов конституционного строя во всех демократических государствах.
(фр. souverainete - верховная власть) - верховенство и независимость власти. В науке конституционного права принято различать несколько видов С.: 1) государственный С. - верховенство государственной власти на всей территории страны и ее независимость во внешней сфере, т.е. полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая всякую иностранную власть, а т.ж. неподчинение государства властям иностранных государств в сфере международного общения, кроме случаев явно выраженного и добровольного согласия со стороны государства на ограничение своего С. В принципе, С. государства всегда является полным и исключительным. С. как важнейшее свойство государственной власти представляет собой качественный признак государства, характеризующий его политико-правовую сущность; 2) национальный С. - полновластие нации, ее политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая, прежде всего, способность политически самоопределяться вплоть до отделения и образования самостоятельного государства; 3) народный С. - полновластие народа, т.е. обладание народом социально-экономическими и политическими средствами для реального участия в управлении делами общества и государства. Народный С - один из принципов конституционного строя во всех демократических государствах.
Суверенитет как концепция международного права имеет три основных аспекта: внешний, внутренний и территориальный. Внешний аспект суверенитета – это право государства свободно определять свои отношения с другими государствами или субъектами международного права, без ограничения или контроля со стороны другого государства. Этот аспект суверенитета известен также как независимость. Внутренний аспект суверенитета – исключительное право или компетенция государства определять характер своих собственных институтов, принимать законы по своему усмотрению и обеспечивать их соблюдение. Территориальный аспект суверенитета – власть, которой государство пользуется в отношении всех лиц и вещей, находящихся на, под или над его территорией.
- верховенство, единство, самостоятельность и независимость власти. В конституционном праве принято выделять три следующих аспекта (разновидности) С. 1)С. народа, или народный С. Суть концепции народного С. в том, что народ является носителем С. и единственным источником власти в обществе и государстве, ему принадлежит вся полнота власти. Власть народа осуществляется в трех формах - государственной, общественной и власти местного самоуправления. Государственную власть осуществляют либо народ непосредственно (например, путем референдума или выборов государственных органов), либо органы государства. Решения и действия государственной власти обязательны для всех, они исполняются добровольно, но при необходимости обеспечиваются организационным воздействием и принудительной силой государства. Общественную власть осуществляют объединения и группы граждан, она обязательна только для членов таких объединений и групп и обеспечивается мерами общественного воздействия. Власть местного самоуправления осуществляется на территории муниципальных образований либо населением, либо сформированными им органами местного самоуправления. При решении вопросов местного значения власть местного самоуправления ближе к общественной власти, при решении переданных полномочий государственных органов она выступает от имени государства. Таким образом, во власти местного самоуправления переплетаются общественные и государственные начала. В Российской Федерации основы С. народа заложены в Конституции РФ, которая гласит, что носителем С. и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Никто не может присваивать власть в РФ. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону (ст. 3); 2) С. государств а. Он выражается в верховенстве государственной власти, ее единстве, самостоятельности и независимости. Верховенство государственной власти состоит в том, что только она полномочна отражать (закреплять) в конституции и иных нормативных правовых актах весь строй общественных отношений, устанавливать правопорядок, правомочия физических и юридических лиц, порядок (процедуры) их реализации, меры юридической ответственности. Единство государственной власти заключается в том, что на всех уровнях осуществления она обладает одинаковой сущностью, формами и методами деятельности, причем между всеми органами государственной власти должны быть связь, распределение полномочий (разделение властей), дисциплина, субординация и взаимообусловленность, исключающие противопоставление государственных органов друг другу. Самостоятельность и независимость государственной власти проявляются в том, что в соответствии с распределением функций управления общественными и государственными делами органы государственной власти действуют самостоятельно и независимо как от иных форм власти в данной стране (например, политических партий, движений, органов местного самоуправления и др.), так и от иностранных государств и международных организаций. Разумеется, влияние на государственную власть при реализации ее функций оказывается, но ни ограничение государственной власти, ни подмена ее функций какими-либо внутренними или зарубежными структурами невозможны. Таким образом, С. государства распространяется на все его внутренние и внешние дела, а в пространственном отношении - на всю его территорию. Конституционные основы С. государства отражены в некоторых статьях Конституции РФ. Так, согласно ст. 4, С. РФ распространяется на всю ее территорию. Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ. Она обеспечивает целостность и неприкосновенность территории. В соответствии со ст. 67 территория РФ включает территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Она обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права; 3) С. национальный. Он выражается в праве нации определять характер своего бытия, решать вопросы как внутренние (язык, письменность, обычаи, традиции, культура и т. д.), так и касающиеся отношений с другими нациями, народностями (создание новых государственного образования или национально-государственной (автономной)единицы, вхождение в состав какого-то государства и т. д.). Все три формы С. взаимосвязаны и в то же время самостоятельны. В принципе, народный С. как осуществление всей полноты власти народом можно считать предпосылкой и С. государственного, и С. национального. Вместе с тем реализация народного С. в виде государственной власти возможна лишь с созданием государства или государственного образования, поскольку лишь в этом случае воле народа придается государственно обязательная сила. В свою очередь, реализация национального С. должна сочетаться с настроениями граждан других национальностей, проживающих на той же территории. Если национальный С. приводит к провозглашению государства лишь данной нации, это может ущемить интересы остальных граждан и даже вызвать противостояние между ними. Таким образом: С. государства, с одной стороны, корреспондирует с народным С., когда народом считаются все граждане, проживающие на территории государства, независимо от их национальной принадлежности, с другой стороны, - с национальным С., когда государство одновременно воплощает интересы (С.) главной (титульной) нации. В Конституции РФ (ст. 5) в качестве одной из основ ее федеративного устройства назван не национальный С., а равноправие и самоопределение народов в РФ. (С. А.)
(фр. souverainete - верховная власть) - верховенство, единство, самостоятельность и независимость власти. В конституционном праве принято выделять три разновидности С. а) С. народа, или народный С. Суть этой концепции в том, что народ- носитель С. и единственный источник власти в обществе и государстве, народу принадлежит вся полнота власти. Власть народа осуществляется в трех формах - государственной, общественной и власти местного самоуправления. Государственную власть осуществляют либо народ непосредственно (например, путем референдума или выборов государственных органов), либо органы государства. Общественную власть осуществляют объединения и группы граждан, она обязательна только для членов таких объединений и групп и обеспечивается мерами общественного воздействия. Власть местного самоуправления осуществляется на территории муниципальных образований либо населением, либо сформированными им органами местного самоуправления. В РФ основы народного С. заложены в Конституции РФ. б) С. государства (или государственный С.). Он выражается в верховенстве государственной власти, ее единстве, самостоятельности и независимости. Верховенство государственной власти состоит в том, что только она полномочна отражать (закреплять) в конституции и иных нормативных правовых актах весь строй общественных отношений. Единство государственной власти заключается в том, что на всех уровнях осуществления она обладает одинаковой сущностью, формами и методами деятельности, причем между всеми органами государственной власти должны быть связь, распределение полномочий (разделение властей), дисциплина, субординация и взаимообусловленность. Самостоятельность и независимость государственной власти проявляются в том, что в соответствии с распределением функций управления органы государственной власти действуют самостоятельно и независимо как от иных форм власти в данной стране, так и от иностранных государств и международных организаций. С. государства распространяется на все его внутренние и внешние дела, а в пространственном отношении - на всю его территорию. в) Национальный С. - право нации определять характер своего бытия, решать вопросы своей жизни - как внутренние (язык, письменность, обычаи, традиции, культура и т.д.), так и в отношениях с другими нациями, народностями - созданием своих государства, национально-государственной (автономной) единицы или отказом от их образования, вхождением в состав какого-то государства или существованием в качестве независимого государства. Все три формы С. взаимосвязаны и в тоже время самостоятельны. Народный С. можно считать предпосылкой и С. государственного, и С. национального. Вместе с тем лишь с созданием государства (государственного образования) воле народа придается государственно-обязательная сила. В свою очередь реализация национального С. должна сочетаться с настроениями граждан другой национальной принадлежности, проживающих на территории данной нации. Поэтому вполне возможна такая ситуация, когда С. государства, с одной стороны, корреспондирует народному С. (народом считаются все граждане, проживающие на территории государства, независимо от их национальной принадлежности), а с другой - национальному С., когда это же государство одновременно воплощает интересы (С.) главной (титульной) нации. В Конституции РФ в качестве одной из основ ее федеративного устройства назван не национальный С., а равноправие и самоопределение народов в РФ (ст. 5).


Суверен Суверенитет Суверенное Равенство Государств


Copyright © «Юридический словарь sell-express.ru», 2007-2020.