Главная      Поиск слова:


Референдум

Значение слова:

Референдум (лат. referendum - то, что должно быть сообщено) - важнейший институт непосредственной демократии. В отличие от выборов при Р. объектом является не кандидат или список кандидатов на определенную должность, а определенный вопрос, по которому проводится Р., - закон, законопроект, конституция, поправка к конституции, проблема, касающаяся международного статуса соответствующей страны, внутриполитическая проблема. Своеобразной формой Р. является плебисцит, т.е. опрос населения о политической судьбе территории, на которой оно проживает. В некоторых странах (Франция) плебисцит считается более широким понятием, чем Р. В других странах (США) это синонимы. Законодательству РФ известно только понятие Р. (см. Референдум Российской Федерации). Конституционное право современных государств предусматривает различные формы Р. и процедуры их применения. Р. подразделяются на общенациональные, местные, конституционные и законодательные (предметом первых является либо проект новой конституции, либо конституционная реформа и поправки к конституции, предметом вторых может быть либо проект закона, либо уже вступивший в силу закон). По правовой значимости различают консультативные Р. (именуются также народными опросами), которые проводятся лишь с целью выяснить "волю избирательного корпуса по какому-либо вопросу, решение которого остается за другими органами государства (проводятся в Швейцарии, Испании), и "решающие" Р., когда акт выносится на голосование избирателей для окончательного решения его судьбы. "Решающий" Р. может быть утверждающим, если избирателям предлагается большинством голосов утвердить акт, еще не вступивший в силу (используется в Швейцарии, Франции), отвергающим, если избирателям предлагается большинством голосов отменить акт, уже вступивший в силу (таков, напр., Р. по вопросам текущего законодательства в Италии). Р. подразделяются также на обязательные и факультативные. К первой группе относятся Р., необходимость которых предусмотрена конституцией или другими конституционно-правовыми актами (напр., при изменении конституции). Во втором случае проведение Р. по тому или иному вопросу зависит от воли соответствующего государственного органа или избирательного корпуса.
- форма непосредственного народовластия, осуществляемая непосредственно гражданами путем их волеизъявления в форме всеобщего голосования по наиболее важным вопросам государственного (референдум Российской Федерации), регионального (республиканский, краевой, областной, окружной референдумы) либо местного значения (местный референдум). См. Референдум Российской Федерации, Референдум субъекта Российской Федерации, Местный референдум, Вопросы референдума.
- форма непосредственного выражения власти народа, обеспечивающая принятие окончательных решений по важным вопросам общественной и государственной жизни. В формально-юридическом значении Р. представляет голосование граждан, обладающих активным избирательным правом, по вопросам, составляющим предмет голосования, в целях получения однозначного утвердительного или отрицательного ответа в форме "да" или "нет", "за" или "против". Соответственно назначение Р. в механизме народовластия заключается в принятии государственных решений на основе единства мнений граждан в условиях, когда другие формы прямой демократии желаемого результата не дают. В системе иных конституционных институтов Р. выступает в качестве важнейшей гарантии, обеспечивающей непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государства. Социально-политическая сущность Р. заключается в том, что он представляет собой один из значимых институтов прямой демократии, уходящих своими корнями во времена древнего непосредственного народоправства. Именно в те далекие от нас времена участники народных собраний (вече, гора и т.п.) путем публичного выражения своего мнения формировали общую волю, которая и явилась правовой основой принимаемого решения. При этом такого рода решения принимались единогласно (в современном понимании путем консенсуса), т. е. при отсутствии возражающих. В современном понимании Р. представляет собой этап рационализации традиционных механизмов выявления общей воли и общего согласия. Как электоральный институт, предполагающий формальное голосование, а также индивидуальный выбор предлагаемых решений или позиций (индивидуальное волеизъявление), институт Р. имеет сходство со всеобщими выборами. По своей юридической силе Р. могут быть консультативными (в зарубежной конституционной практике они именуются плебисцитом) и императивными (обязательными). По территории действия различают: 1) общероссийский Р. (Р. РФ), представляющий собой всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения; 2) региональный Р. - голосование граждан РФ, постоянно или преимущественно проживающих на территории субъекта РФ, по важным вопросам государственного значения проводится на территории субъекта РФ; 3) местный Р. - голосование граждан РФ, постоянно или преимущественно проживающих на территории субъекта РФ, по вопросам местного значения, т.е. Р., проводимый на территории муниципального образования. Порядок проведения Р. РФ определяется Федеральным конституционным законом от 10 октября 1995 г. "О референдуме Российской Федерации". Проведение региональных и местных референдумов в РФ регулируется законодательством субъектов РФ. Правовые гарантии участия граждан в референдумах, проводимых в РФ, определены Федеральным законом от 19 сентября 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изм. и доп.). (В.Ч.)
(лат. referendum - то, что должно быть сообщено) - всенародное голосование с целью выявления общественного мнения страны для принятия окончательного решения по к.-л. важному вопросу государственной или общественной жизни. Р. - важнейший институт непосредственной демократии. В отличие от выборов при R объектом является не кандидат или список кандидатов на определенную должность, а определенный вопрос, по которому проводится Р. - закон, законопроект, конституция, поправка к конституции, к.-л. проблема, касающаяся международного статуса соответствующей страны, внутриполитическая проблема.. Своеобразная форма Р. - плебисцит, т.е. опрос населения о политической судьбе территории, на которой оно проживает. В некоторых странах (Франция) плебисцит считается более широким понятием, чем Р. В других странах (США) не делают различия между плебисцитом и Р. Законодательству РФ известно только понятие Р. (см. РЕФЕРЕНДУМ РФ). Конституционное право современных государств предусматривает различные формы Р. и процедуры их применения. Р. подразделяются на общенациональные, проводимые в пределах всей государственный территории, и местные, проводимые в отдельных субъектах федерации или административно-территориальных единицах; на конституционные и законодательные (предметом первых является либо проект новой конституции, либо конституционная реформа и поправки к конституции, предметом законодательного Р. может быть либо проект закона, либо уже вступивший в силу закон).По правовой значимости различают консультативные Р. (называются т.ж. народными опросами), которые проводятся лишь с целью выяснения воли избирательного корпуса по к.-л. вопросу, решение но которому остается за другими органами государства (проводятся в Швейцарии, Испании), и "решающие" Р., когда акт выносится на голосование избирателей для окончательного решения его судьбы. "Решающий" Р. может быть либо утверждающим, если избирателям предлагается большинством голосов утвердить акт, еще не вступивший в силу (используется в Швейцарии, Франции), либо отвергающим, если избирателям предлагается большинством голосов отменить акт, уже вступивший в силу (таков, например, Р. по вопросам текущего законодательства в Италии). Р. подразделяются т.ж. на обязательные и факультативные. К первой группе относятся Р., необходимость которых предусмотрена конституцией или другим конституционно-правовым актом (например, при изменении конституции). Во втором случае проведение Р. по тому или иному вопросу зависит от воли соответствующего государственного органа или избирательного корпуса.
(лат. referendum - то, что должно быть сообщено) Всенародный опрос, выявление мнения народа путем голосования; производится по особо важным вопросам.
- голосование всего народа государства или населения какой-либо территории по важному вопросу жизни государства или соответствующей территории. Голосование на Р. - тайное посредством бюллетеня, в котором сформулированы) вопрос(ы) Р. и варианты голосования - "за" и "против" либо "да" и "нет". Гражданин оставляет вариант, который он поддерживает, вычеркивая другой. В зависимости от того, на какой территории Р. проводится, он может быть общегосударственным или территориальным (местным). В Российской Федерации - это, соответственно, Р. РФ, Р. субъекта РФ, местный Р., т. е - проводимый на территории муниципального образования. Исходным документом по вопросам Р. является Федеральный закон РФ об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в Р. граждан РФ 1997 г. Субъекты РФ принимают свои законы о Р. Р. по юридической силе и последствиям делят на императивные и консультативные. Императивным считается Р., результат которого является окончательным, обязательным, приобретает силу закона с момента голосования и может быть изменен (отменен), как правило, только новым Р. Консультативным является Р., результат которого далее оформляется актом, принимаемым компетентным органом государства или соответствующей территории, но который не вправе ни изменить волю народа, населения, выраженную по вопросу, вынесенному на Р., ни отказаться от принятия нормативного акта. Консультативный Р. именуют также опросом народа, населения. (С. А.)
(лат. referendum - букв.: то, что должно быть сообщено) - один из институтов непосредственной демократии наряду с народной инициативой, плебисцитом, прямым правлением. Благодаря Р. представительная демократия превращается в "чистую". В Швейцарии - на родине Р. - первый общенациональный Р. был проведен в 1802 г. по поводу второй Конституции Гельветической республики. Так, в научных и политических кругах Швейцарии укрепляется мнение, что в связи с необходимостью принятия тщательно проработанных решений значение Р. будет убывать, ибо результаты голосования неадекватны состоянию общественного мнения, а чувство ответственности законодателей в связи с проведением Р. притупляется. Французские исследователи полагают, что Р. пока еще не стал нормальной и обычной процедурой политической жизни: его смысл часто извращается, становится ставкой в политической борьбе, а закон, принятый на Р., находится в том же ряду, что и обычный (Конституционный совет утвердил в 1990 г. эту весьма спорную ассимиляцию). После 1970 г. Р. 5 раз проводился в Великобритании (1 общенациональный и 4 региональных), что подтверждает постепенное включение этой практики в традицию парламентского правления. К Р. прибегают в случае отсутствия в парламенте и в обществе единства по политическим вопросам, затрагивающим общий интерес. Существует точка зрения, что центральную роль в процессе принятия новых законов, поправок и дополнений к ним в странах Восточной Европы должны играть Р. Тем самым неявно выдвигается постулат, что институт представительства недостаточно адекватно отражает мнение народа. Однако высказывается и противоположное суждение, что поскольку парламенты и так обладают минимумом легитимности, то опора на Р. "может стать последней соломинкой, переломившей парламентаризм". Р. не противоречит опосредованной демократии, хотя известны примеры использования Р. против представительных учреждений. Конституционная практика знает случаи, когда на Р. выносился законопроект, подготовленный без профессионального обсуждения, в целях принятия политически выгодного решения. Р. могут быть использованы исполнительной властью против парламента, если исполнительная власть, разработавшая законопроект, вправе выступать инициатором Р. В этом случае Р. может превратиться в плебисцит, который отличается от Р. личной направленностью (голосуют не за программу или проект, а за доверие к личности политика). Институт Р. имеет ограниченное применение (за исключением Швейцарии). Чаще всего Р. применяется в штатах федеративных государств (в том числе в США). Р. чужд политическим традициям ряда стран, ни разу не применялся в Нидерландах. Политический класс Франции, весьма приверженный представительной системе, в целом по-прежнему враждебен идее Р. Он видит в этом бонапартистском методе опасность авторитарного уклона режима и своеобразный вызов парламенту. Законы, принятые путем Р., проверке на конституционность обычно не подлежат, поскольку представляют собой непосредственное проявление народного суверенитета. Конституционный закон, принятый на Р. или одобренный субъектами федерации, не утверждается главой государства (США, Франция, Мадагаскар, Югославия). На Р. обычно выносятся наиболее важные решения, принятие которых не может быть исключительной прерогативой политиков. Недопустимо вынесение вопросов чрезвычайного либо безотлагательного характера, требующих специальной подготовки, а также ответ на которые известен. В Швейцарии на Р. не выносятся законы о налогах и бюджете, об амнистии и помиловании, об уполномочии на ратификацию международных договоров. В Дании не могут представляться на Р. проекты законов о финансах, о дополнительных кредитах, о временных кредитах, о государственном займе, о штатах административных учреждений, о размерах окладов и пенсий при выходе в отставку, законов о предоставлении прав гражданства, о принудительном отчуждении имущества, проекты законов, вытекающие из действующих договоров. В Испании Р. не проводится в период действия чрезвычайного или военного положения и в течение 90 дней после их отмены, а также в течение 90 дней до и 90 дней после проведения на той же территории выборов или другого Р. Предмет Р. зависит от подлежащего утверждению акта (учредительный Р., конституционный Р., международно-правовой Р., административно-правовой Р., законодательный Р.). Законодательный Р. проводится в отношении актов текущего законодательства, проектов или действующих законов. Отклоняющие Р. предполагают полную или частичную отмену текста закона (Италия, Швейцария). Утверждающие Р. ратифицируют законопроект (Франция). Р. по международно-правовым вопросам стали широко применяться в последние 20 лет: во Франции, Дании, Ирландии, Норвегии, Великобритании, Финляндии и Швеции (по вопросам о приеме либо пребывании в ЕС или Европейском Сообществе). В начале 90-х гг. на Р. во Франции, Дании, Ирландии был вынесен Маастрихтский договор. Р. делятся на обязательные, т.е. проводимые при наступлении точно установленных в законе условий, и на факультативные, проведение которых зависит от решения какого-либо органа. Р. классифицируются на контролируемые и не контролируемые доминирующими властными политическими силами, а также на проруководящие и антируководящие (в последнем случае критериями деления являются полезность Р. и предсказуемость его результатов). В Италии, Швейцарии, РФ допустимо использование института на центральном, региональном и местном, в США и Канаде - на региональном и местном уровне. В Германии, странах Бенилюкса, Греции и Португалии на общегосударственном уровне Р. не проводятся. Проведение Р. может зависеть от выражения воли определенной части парламента. Выносимый на Р. вопрос должен быть доступным для понимания избирателей; им разъясняется через СМИ содержание решения с указанием желательных и возможных нежелательных последствий. Для одобрения вынесенного на Р. вопроса необходимо, чтобы в нем приняло участие большинство избирателей и было собрано большинство действительных голосов (Италия); число высказавшихся за решение было больше, чем число высказавшихся против, но не менее 40% внесенных в избирательные списки (Дания): число проголосовавших определенным образом превышало число придерживающихся противоположного мнения (Франция, США).


Рефакция Референдум Референдум Российской Федерации


Copyright © «Юридический словарь sell-express.ru», 2007-2020.