Главная      Поиск слова:


Конституционная Комиссия

Значение слова:

Конституционная Комиссия - в РФ в 1990-1993 гг. постоянно действующий орган Съезда народных депутатов РФ по подготовке проекта новой Конституции РФ. Образована постановлением первого Съезда народных депутатов РСФСР от 16 июня 1990 г. (проект Конституции РФ, подготовленный К. к. и одобренный Верховным Советом РФ, был принят в первом чтении на шестом Съезде народных депутатов РФ 18 апреля 1992 г.). Фактически прекратила существование с роспуском Верховного Совета РФ в сентябре 1993 г.
- созданная высшим органом государственной власти из числа представителей от всех субъектов Федерации комиссия, имеющая своей главной задачей разработку проекта новой российской Конституции. Такая комиссия была создана на I Съезде народных депутатов РСФСР (22 июня 1990 г.). Комиссия, состоявшая из представителей от Верховного Совета, субъектов РСФСР (всего 102 человека), работала под председательством Б.Н. Ельцина (в то время Председателя Верховного Совета РСФСР). Первый вариант проекта Конституции был рассмотрен V Съездом народных депутатов (октябрь 1991 г.). VI Съезд народных депутатов (апрель 1992 г. ) одобрил общую концепцию конституционной реформы и основные положения доработанного проекта Конституции. На К.к. была возложена обязанность доработать проект и представить его на рассмотрение очередного Съезда народных депутатов. Однако ни один из трех последовавших за этим Съездов: VII (декабрь 1992 г.), VIII (март 1993 г.), IX (апрель 1993 г.) эту задачу не выполнил. В мае 1993 г. проект Конституции, подготовленный К.к. и одобренный Верховным Советом, был опубликован. По основным вопросам конституционной реформы проект расходился со взглядами президентской стороны. Он, в частности, определял правовое положение Верховного Совета как свойственное в большей мере парламентской республике, чем президентской, в силу чего существенно ограничивались полномочия главы государства. Так, Президент обязывался представлять Верховному Совету ежегодные доклады об осуществлении внутренней и внешней политики. Исключительно с согласия Верховного Совета предполагалось назначать Председателя Правительства, министров экономики, финансов, внутренних и иностранных дел, обороны и безопасности. Верховный Совет наделялся правом определять основные направления внутренней и внешней политики и др. Предполагалось, что назначенный на 17 ноября 1993 г. Съезд народных депутатов должен принять новую Конституцию. Получивший всенародную поддержку избирателей в ходе проведенного 25 апреля 1993 г. референдума Президент, конечно же, не мог принять такую концепцию Основного закона. (В.Ч.)
- в РФ в 1990-1993 гг. - постоянно действующий орган Съезда народных депутатов РФ по подготовке проекта новой Конституции РФ. Образована постановлением первого Съезда народных депутатов РСФСР от 16 июня 1990 г. Проект Конституции РФ, подготовленный К. к. и одобренный Верховным Советом РФ, принят в первом чтении (одобрены его основные положения) на шестом Съезде народных депутатов РФ 18 апреля 1992 г. Фактически прекратила существование с расстрелом Верховного Совета РФ в октябре 1993 г.
- комиссия Съезда народных депутатов РСФСР, затем - РФ (1990- 1993), подготовившая проект Конституции РФ 1993 г. К.к. была создана 22 июня 1990г. на Первом Съезде народных депутатов РСФСР во исполнение Декларации о государственном суверенитете РСФСР, поставившей задачу разработки новой Конституции и нового Союзного договора. В К.к. вошло 102 народных депутата РСФСР, в том числе представители всех ее субъектов. Проект новой Конституции был принят К.к. за рабочую основу 12 сентября 1990 г., одобрен к опубликованию 12 октября 1990 г., опубликован в ноябре 1990 г. В 1990-1992 гг. шла широкая дискуссия по проекту. Он стал результатом длительной совместной работы К.к. и Верховного Совета РСФСР, который четырежды обсуждал основные его положения. К.к. вносила проект Конституций для обсуждения на Пятый (ноябрь 1991 г.), Шестой (апрель 1992 г.) и Седьмой (декабрь 1992 г.) Съезды народных депутатов РСФСР (затем - РФ). Постановлением Съезда "О проекте Конституции РФ и порядке дальнейшей работы над ним" от 18 апреля 1992 г. проект был принят в первом чтении, одобрены его основные положения и концепция конституционной реформы. Параллельно с подготовкой проекта Конституции РФ ее положения вводились в действующее законодательство. Предложенный К.к. материал использован в важнейших актах: поправках к действовавшей Конституции, в Декларации прав и свобод человека и гражданина, Федеративном договоре, законах РФ о Президенте РФ, Правительстве РФ, КС, в Концепции судебной реформы. К.к. принимала активное участие в обеспечении соответствия конституций республик в составе РФ Конституции РФ. В соответствии с постановлением Съезда народных депутатов РФ от 12 декабря 1992 г. "О стабилизации конституционного строя РФ" в январе-феврале 1993 г. К.к. подготовила текст основных принципов новой Конституции РФ для их вынесения на всероссийский референдум. Вместо этого Президент РФ предложил референдум о доверии ветвям власти, состоявшийся 25 апреля 1993 г. Тогда же появился альтернативный так называемый "президентский" проект Конституции, а для его поддержки было созвано Конституционное совещание в Кремле. В день его открытия 5 июня 1993 г. в знак несогласия со статусом и порядком созыва нового органа значительная группа народных депутатов РФ, членов К.к.. представителей субъектов РФ покинула совещание. В целях выхода из кризиса К.к., был подготовлен и опубликован единый согласованный проект Конституции РФ, организованы его обсуждения в представительных органах власти субъектов РФ. Руководителям противостоящих ветвей власти было отправлено официальное письмо Ответственного секретаря К.к. с программой действий по принятию Конституции. Верховный Совет РФ в качестве ответа сформировал 10 сентября 1993 г. полномочную делегацию и обратился к Президенту РФ с предложением начать переговоры по выработке согласованных мер в области конституционной реформы. Ответом стал Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 г. № 1400 "О поэтапной конституционной реформе". Несмотря на приостановление работы Съезда и Верховного Совета, за народными депутатами РФ - членами К.к. сохранялось право на участие в работе Конституционного совещания в качестве экспертов. Однако немногие члены К.к. признали правомерность Указа № 1400. Официальная деятельность К.к. была фактически прекращена. Оставшиеся в составе К.к. ее члены и эксперты подготовили и внесли для обсуждения на Десятом Чрезвычайном (внеочередном) Съезде народных депутатов РФ в Доме Советов проект Закона РФ о конституционно-правовом обеспечении выхода из ситуации, сложившейся после 21 сентября 1993 г. Трагические события 3-4 октября 1993 г. не позволили его принять. Нормы проекта Конституции, подготовленного К.к., были совмещены с "президентским проектом" и положены в основу текста Конституции РФ, принятого на референдуме 12 декабря 1993 г.


Конституционная Законность Конституционная Комиссия Конституционная Ответственность


Copyright © «Юридический словарь sell-express.ru», 2007-2020.