Главная      Поиск слова:


Асимметричная Федерация

Значение слова:

Асимметричная Федерация - модель федеративного устройства, при которой субъекты федерации имеют неравный конституционно-правовой статус и соответственно объем полномочий. К "А." ф. относятся РФ, а также индийская, канадская, бразильская, танзанийская и некоторые другие федерации
- модель федерации, характеризующаяся неравенством (юридическим или фактическим) ее субъектов, наличием административно-территориальных единиц, не обладающих статусом субъекта федерации. А.ф. характеризуется наличием в ее составе субъектов: а) обладающих различной государственно-правовой природой (к примеру, республики и иные субъекты в составе РФ); б) как являющихся формой самоопределения наций, так и выражающих интересы местного населения (региона) без учета национального фактора; в) базирующихся на разных правовых основаниях (в частности, в Индии штат Джамму и Кашмир имеют свою конституцию, остальные штаты не имеют конституций); г) население которых по сравнению с другими территориями не всегда обладает равным представительством в органах федерации. Так, в Сенате Бельгии группа сенаторов от сообщества включает по десять сенаторов от Фламандского Совета и от Совета Французского сообщества, но только одного - от Совета Немецкоязычного сообщества (в силу его малочисленности). Большинство современных федеративных государств являются федерациями симметричными с элементами асимметрии. Это федерации, в которых все субъекты признаются однородными по природе и статусу (Австрия, Бразилия, Германия, США, Швейцария и др.). В то же время конституции таких федераций допускают некоторые исключения из общего правила (оговорки), не касающиеся различий государственно-правовой природы субъектов федерации, но лишь затрагивающих отдельные элементы конституционного статуса. Различают два вида А.ф.: 1) федерация, в которой ее субъекты юридически и фактически сохраняют значительные особенности (к числу таковых относится Российская Федерация); 2) федерация, в которую наряду с ее субъектами входят и иные территориальные образования - федеральные территории - особые административно-территориальные образования без права автономии и представительства в федеративных органах; федеральный округ - административно-территориальное образование, на территории которого расположена столица федерации; федеральные владения - мелкие, малонаселенные, иногда ненаселенные территории, чаще всего прибрежные острова. Россия относится к первой из отмеченных моделей А.ф. Юридическое разнообразие ее субъектов проявляется в их названии, сохраняющейся специфике конституционно-правового статуса и др. В частности, значительные особенности сохраняют республики. По Конституции РФ за ними сохранены название государств, право учреждать республиканское гражданство. Только республики имеют свои конституции, в то время как остальные субъекты - уставы. Существенны и фактические особенности. Субъекты РФ различаются по величине территорий, численности и плотности населения, его национальному составу. Таким образом, Российская Федерация является уникальной (единственной в своем роде) А.ф.: разные по природе субъекты наделены равными правами и обязанностями. Кроме того, принято выделять: 1) ограниченно асимметричные федерации - различия касаются правосубъектности однородных по природе и идентичных по названию субъектов федерации (к примеру, Индия, где существует градация между штатами по их правам и обязанностям); 2) абсолютно асимметричные федерации, характеризующиеся наличием разных по природе территориальных образований с различным объемом полномочий (к примеру, Танзания, которая по Конституции 1997 г. имеет в своем составе разнородные субъекты - Таньганьику и Занзибар). (В.Ч.)
- широко используемый в РФ термин для обозначения модели федеративного устройства, при которой субъекты федерации имеют неравный конституционно-правовой статус и соответственно объем полномочий. В этом смысле к А. ф. относится не только РФ, но т.ж. индийская, канадская, бразильская и некоторые другие федерации.
- понятие науки конституционного права, используемое при характеристике федеративных государств. А. ф. называют федерацию, субъекты (члены) которой имеют неодинаковый юридический статус, т. е. у одних субъектов (членов) больше прав, чем у других. Наглядным примером А. ф. была Российская Федерация после официального провозглашения Федеративным договором от 31 марта 1992 г., а также конституционной реформой 21 апреля 1992 г. ее субъектами республик в составе РФ, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов. Статус этих субъектов тогда существенно отличался от статуса республик, что наглядно иллюстрируют многие факты, в частности: республика самостоятельно принимала свою Конституцию, уставы же остальных субъектов подлежали регистрации в Президиуме Верховного Совета РФ; в регистрации могло быть отказано в случае несоответствия устава законам РФ; о республике федеральная Конституция говорила, что она обладает всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, о других субъектах такого сказано не было; республика имела право на свои законы, другие субъекты - нет (хотя они и поставили этот вопрос при заключении Федеративного договора, но только права не получили); Федеративный договор дал субъектам возможность своего правотворчества, однако круг его вопросов для республик был шире; законы республик центр не мог ни отменить, ни приостановить, можно было лишь их оспорить в Конституционном Суде РФ; решения Советов народных депутатов остальных субъектов мог отменить Верховный Совет РФ; систему органов власти и управления республика устанавливала самостоятельно, для других субъектов система была регламентирована Конституцией РФ, и отступления от нее были невозможны; глава республики сразу же стал избираться населением; главы исполнительной власти иных субъектов до самого последнего времени назначались Президентом РФ (лишь в некоторых субъектах он разрешил выборы) и только с 1996 г. в массовом порядке состоялись выборы глав администраций (губернаторов) этих субъектов; в отношении президента республики Президент РФ не имел никаких дисциплинарных прав, в отношении же глав исполнительной власти иных субъектов он имел их в форме замечания, предупреждения о неполном служебном соответствии, освобождения от должности; вопросы внутреннего административно-территориального деления республики были вопросом только ее ведения, для остальных субъектов - это совместное ведение с РФ; чрезвычайное положение на территории республики можно было ввести лишь с ее согласия, на территории края, области - по согласованию с их органами власти, на территории автономной области, автономного округа - с уведомлением их органов власти и др. Конституция 1993 г, провозгласила, что субъекты РФ являются равноправными. И подавляющее большинство перечисленных проявлений асимметричности остались историей. Однако некоторые продолжают существовать. Например, федеральная Конституция предусматривает, что лишь республики имеют свои конституции, остальные субъекты - уставы. Как государства республики имеют свое гражданство, что не характерно для остальных субъектов, являющихся национально-государственными или территориально-государственными образованиями. Еще больше таких признаков асимметричности можно обнаружить в конституциях отдельных республик, которые провозглашают себя суверенными государствами, предусматривают, что земля и иные природные ресурсы являются исключительно достоянием народа республики, закрепляют за органами государственной власти республики право приостановления федеральных актов и др. Определенная асимметричность видна и в ряде двусторонних договоров между субъектами РФ и Российской Федерацией о разграничении предметов ведения и полномочий; этими документами в ведение субъектов передаются некоторые полномочия, которые согласно федеральной Конституции относятся к компетенции РФ; соответственно другие субъекты не располагают такими полномочиями. Особенно болезненным на практике является вопрос о том, что в ряде случаев при внешнем правовом равенстве субъектов фактически некоторые имеют преимущества. Например, все равны в обязанности перечислять собираемые на их территории налоги в федеральный бюджет и получать далее свою долю отчислений из последнего. Однако одни субъекты в полном объеме выполняют свои обязанности и являются донорами федерального бюджета (т. е. дают больше, чем потребляют), другие же живут на дотации из федерального бюджета. Некоторые субъекты договариваются с центром таким образом, что значительную часть собираемых налогов не перечисляют в федеральный бюджет, а сразу же оставляют в своем распоряжении. Это вызывает недовольство остальных субъектов и желание получить такую же привилегию. Вопрос об устранении или о сохранении асимметричности является предметом острых споров ученых, практиков. Одни считают, что асимметричность резко противоречит природе федеративного государства и должна быть полностью ликвидирована. Другие полагают, что асимметричность позволяет учитывать специфику отдельных субъектов и поэтому не вредит федерации, а является одним из конструктивных диалектических средств федеративного строительства. (С. А.)


Асессор Асимметричная Федерация Аспирант


Copyright © «Юридический словарь sell-express.ru», 2007-2020.