Главная      Поиск слова:


Государственная Служба

Значение слова:

Государственная Служба - один из центральных институтов административного права; профессиональная деятельность по реализации полномочий государственных органов. Включает: федеральную Г. с., находящуюся в ведении РФ; Г. с. субъектов РФ, находящуюся в их ведении.
- профессиональная деятельность государственных служащих по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Государственная служба осуществляется на профессиональной основе и является для служащего основной деятельностью, требующей специальной профессиональной подготовки и квалификации. В рамках осуществления государственной службы происходит реализация компетенции государственных органов. Законодательством предусматривается государственная служба в аппаратах законодательных, исполнительных и судебных органов. Государственная служба осуществляется также и в иных государственных органах: в аппаратах избирательных комиссий, в органах прокуратуры, других контрольных, ревизионных государственных органах. Государственная служба включает в себя федеральную государственную службу (в аппаратах Президента Российской Федерации, Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания, Правительства и иных федеральных органах исполнительной власти, в аппаратах судов, Центральной избирательной комиссии и иных федеральных государственных органов) и государственную службу субъектов Российской Федерации (в аппаратах законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий и иных государственных органах субъектов Федерации). Государственная служба основана на принципах верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными актами при исполнении служащими должностных обязанностей; приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия - обязанности служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; равного доступа граждан к государственной службе; единства основных требований, предъявляемых к государственной службе; гласности в осуществлении государственной службы; внепартийности и светском характере. В соответствии с принятой в законодательстве классификацией к должностям государственной службы относятся государственные должности категорий "Б" и "В". Государственные должности категории "Б" учреждаются в установленном законодательством порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории "А" - государственных должностей, устанавливаемых Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, председатели палат Федерального Собрания Российской Федерации, главы законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутаты, министры, судьи). Государственная служба на государственных должностях категории "Б" ограничивается сроком, на который назначаются или избираются соответствующие лица, замещающие государственные должности категории "А". Государственные должности категории "В" учреждаются государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий. Должности государственной службы включаются в Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации, утверждаемый Президентом Российской Федерации. Должности государственной службы замещаются по результатам квалификационного отбора и конкурса на замещение вакантной должности. См. Государственный служащий. Законодательство о государственной службе состоит из Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации", иных принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации. Законодательством о выборах и референдумах устанавливаются определенные ограничения, связанные с нахождением лица на государственной службе. В частности, в соответствии с положениями ст. 24 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" член избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающий на постоянной (штатной) основе, наряду с другими ограничениями, не может находиться на государственной службе. Нормы ст. 36 названного закона обязывают зарегистрированного кандидата, находящегося на государственной службе, на время их участия в выборах приостановить выполнение их служебных обязанностей и представить в комиссию, их зарегистрировавшую в качестве кандидата, заверенную копию соответствующего приказа (распоряжения) не позднее трех дней со дня регистрации. Зарегистрированный кандидат, находящийся на государственной службе, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
- профессиональная деятельность, связанная с исполнением функций и полномочий государственных органов лицами, занимающими государственные должности. Г.с. одновременно представляет собой правовой институт, состоящий из норм, регулирующих правовой статус лиц, осуществляющих такую деятельность. По смыслу Федерального закона от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации" (п. 1. ст. 2) к Г.с. относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности категорий "Б" и "В". Лица, замещающие должности категории "А", по смыслу Закона не являются государственными служащими. Должности категорий "Б" и "В" включаются в утверждаемый Президентом РФ Реестр государственных должностей и составляют Г.с. РФ. При этом Г.с. подразделяется на федеральную, находящуюся в ведении РФ, и относящуюся к ведению субъектов РФ. Г.с. базируется на совокупности присущих ей принципов, к числу которых вышеназванный Закон относит: верховенство Конституции и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами при исполнении государственными служащими должностных обязанностей; приоритет прав и свобод человека и гражданина, обязанность их соблюдения и уважения государственными служащими; обязательность для государственных служащих решений вышестоящих государственных органов и руководителей в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством; единство основных требований, предъявляемых к Г.с; профессионализм и компетентность государственных служащих; гласность осуществления Г.с; ответственность государственных служащих за принимаемые и подготавливаемые решения, неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей; внепартийность государственных служащих, отделение религиозных объединений от государства; стабильность кадров в государственных органах. К числу основополагающих принципов Г.с, возведенных в ранг конституционных (ч. 4 ст. 32 Конституции РФ), относится принцип гарантированного равного доступа граждан к Г.с, т.е. право на занятие любой государственной должности без какой-либо дискриминации по признакам расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Данный принцип обязывает государство создавать равные для всех граждан возможности поступать на Г.с. при наличии вакансий и профессиональном соответствии. Закон закрепляет гарантии реализации данного права, исчерпывающе определяет основания для отказа в принятии на Г.с: признание гражданина судом недееспособным или ограниченно дееспособным; лишение судом права занимать государственные должности в течение определенного срока; наличие заболевания, препятствующего выполнению должностных полномочий; наличие близкого родства или свойства с государственными служащими при непосредственной подчиненности или подконтрольности и по другим основаниям; отказ от процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. Гарантированность принципа равного доступа граждан к Г.с. является важным юридическим инструментом, предотвращающим бюрократизацию аппарата государства, обеспечивающим периодическую оправданную ротацию его кадров и тем самым исключающим превращение Г.с. в закрытую кастовую организацию, преследующую не государственные, а корпоративные интересы. Законодательство определяет порядок поступления граждан на Г.с. Право поступления на Г.с имеют граждане, достигшие 18 лет; предельный возраст нахождения на государственной должности - 60 лет. Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации" устанавливает, что замещение государственных должностей возможно путем назначения или по конкурсу. (В.Ч.)
- профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. В РФ Г. с. включает в себя федеральную Г. с., находящуюся в ведении РФ и Г. с. субъектов РФ, находящуюся в их ведении.
Под государственной службой в настоящем Федеральном законе понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Федеральный закон от 31.07.95 N 119-ФЗ, ст.2
- профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, как ее определяет Федеральный закон РФ "Об основах государственной службы Российской Федерации" 1995 г. К Г. с. относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности категорий "Б" и "В". Г. с. на государственных должностях категории "Б" ограничена сроком, на который назначаются или избираются соответствующие лица, замещающие государственные должности категории "А". Г. с. включает в себя: 1) федеральную Г. с., находящуюся в ведении РФ; 2) Г. с. субъектов РФ, находящуюся в их ведении. В соответствии с Законом 1995 г. Г. с. основана на принципах: 1) верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав; 2) приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия; обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; 3) единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между РФ и субъектами РФ; 4) разделения законодательной, исполнительной и судебной власти; 5) равного доступа граждан к Г. с. в соответствии со способностями ц профессиональной подготовкой; 6) обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством РФ; 7) единства основных требований, предъявляемых к Г. с.; 8) профессионализма и компетентности государственных служащих; 9) гласности в осуществлении Г. с.; 10) ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими должностных обязанностей; 11) внепартийности Г. с.; отделения религиозных объединений от государства; 12) стабильности кадров государственных служащих в государственных органах. (С. А.)
- в РФ профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. К Г.с. относится исполнение должностных обязанностей только лицами, замещающими государственные должности категорий «Б» и «В». Должности категории «А» называются государственными должностями, а категорий «Б» и «В» - государственными должностями Г.с. На должностных лиц. занимающих должности категории «А», не распространяется ряд ограничений, налагаемых ФЗ от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» на лиц, состоящих на Г.с., т.е. замещающих должности государственных служащих Г.с. Принципы Г.с. РФ: а) принцип верховенства Конституции РФ и ФЗ над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями и при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав; б) принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия: обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; в) принцип единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между РФ и субъектами РФ; г) принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной власти; д) принцип равного доступа граждан к Г.с.; е) принцип обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством РФ; ж) принцип единства основных требований, предъявляемых к Г.с.; з) принцип профессионализма и компетентности государственных служащих; и) принцип гласности в осуществлении Г.с.; к) принцип ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей; л) принцип внепартийности Г.с.; отделения религиозных объединений от государства; м) принцип стабильности кадров государственных служащих в государственных органах. В соответствии с конституционно-правовым принципом федеративного государственного устройства РФ Г.с. подразделяется на два вида: федеральную Г.с., находящуюся в ведении РФ; Г.с. субъектов РФ, находящуюся в их ведении. Федеральной Г.с. является деятельность государственных служащих по реализации служебных полномочий в рамках компетенции федеральных государственных органов в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ. Федеральная Г.с. осуществляется в аппарате федеральных органов представительной, исполнительной и судебной властей. Такими органами являются: Администрация Президента. аппарат Правительства, аппараты ГД и СФ, КС. ВС, ВАС, ЦИК. Счетной палаты РФ, федеральные государственные органы, подведомственные Президенту и Правительству РФ, а также иные должности в соответствии с законодательством РФ. Г.с. субъектов РФ устанавливается законами, принимаемыми органами законодательной власти каждого субъекта Федерации. Субъекты РФ устанавливают специфические квалификационные требования к кандидатам на замещение должностей государственных служащих, к ведению кадровой документации, особые системы поощрения, гарантий и финансирования Г.с. в государственных органах субъектов РФ. Г.с. может рассматриваться как организационная структура центрального органа исполнительной власти государства и подразделяется на следующие отраслевые виды: Государственная архивная служба (Росархив); Федеральная служба занятости (ФСЗ); Федеральная миграционная служба (ФМС): Служба внешней разведки (СВР) и другие службы. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ - экономическое отношение принадлежности (присвоенности) имущества государству (публично-правовому образованию), основной юридической формой которого выступает право Г.с. Право Г.с. - разновидность права собственности., при которой в качестве собственника выступает государство как участник гражданского оборота. Г.с. не следует считать особой формой собственности, ибо последняя является экономической, а не юридической категорией и речь при этом может идти лишь об особенностях приобретения. осуществления и прекращения права собственности на соответствующее имущество (ст.212 ГК РФ), т.е. об особенностях правового режима объектов гражданских прав, но не об особенностях содержания права (правомочий) собственника, которое является одинаковым для всех субъектов гражданского оборота. Государство отличается от обычных, частных собственников, во-первых, наличием у него особых, властных полномочий (функций), позволяющих ему принимать нормативные акты, в том числе регламентирующие порядок реализации принадлежащего ему права собственности; во-вторых, осуществлением своего права собственности в публичных (общественных) интересах. В гражданском праве РФ государство традиционно признается особым, самостоятельным субъектом права (наряду с гражданами и юридическими лицами) (ст.124,212 ГК РФ). В зарубежных правопорядках известны и другие подходы - признание государства особой разновидностью юридического лица либо признание за ним и некоторыми его органами особого статуса юридических лиц публичного права. Право Г.с. в РФ характеризуется множественностью субъектов, в роли которых выступают РФ в целом и ее субъекты – республики, края, области и т.д., но не их органы власти или управления (ст.214 ГКРФ). Последние выступают от имени соответствующего государственного образования и исходя из своей компетенции, установленной законом, осуществляют те или иные правомочия публичного собственника(ст. 125 ГК РФ). Так, при отчуждении государственного имущества в частную собственность в порядке приватизации от имени отчуждателя-собственника выступают соответствующие комитеты и фонды по управлению имуществом, а последние являются также владельцами принадлежащих государству акций или долей участия в хозяйственных обществах с государственным участием; при продаже с аукционов конфискованных в пользу государства предметов контрабанды в качестве продавцов выступают соответствующие таможенные органы; приобретение или реализация находящихся в государственной собственности памятников истории и культуры производится через органы охраны этих памятников, в роли которых выступает Минкультуры РФ и его органы; ответчиками по искам к государственным образованиям в большинстве случаев становятся органы Минфина РФ. В Г.с. могут находиться любые виды имущества, в том числе вещи, изъятые из оборота или ограниченные в обороте (ст. 129 ГК РФ). Объектами Г.с. могут выступать различные виды недвижимости, включая земельные участки, предприятия и другие имущественные комплексы, жилищный фонд и нежилые помещения, а также различные виды движимого имущества, в том числе оборудование. транспортные средства, предметы бытового и потребительского характера, ценные бумаги, вклады в банках и других кредитных учреждениях, иностранная валюта и валютные ценности; различные (движимые и недвижимые) памятники истории и культуры. Объекты Г.с. распределяются между РФ и ее субъектами в соответствии со специальным законом (ст. 214 ГКРФ), а до его принятия - в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». Согласно этому акту все государственное имущество, за исключением прямо определенного в качестве муниципальной собственности, предполагается федеральным. Последнее разделено на исключительно федеральное имущество и на имущество, которое может быть передано в собственность субъектов Федерации. Таким образом, имущество, составляющее собственность субъектов РФ, может образовываться за счет федерального имущества только в случаях прямой его передачи (отчуждения) от Федерации. Субъект РФ вправе передавать находящиеся в его собственности предметы в муниципальную собственность. К числу вещей, составляющих объект исключительно федеральной собственности, по действующему законодательству относятся ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны РФ. некоторые особо охраняемые природные объекты (в том числе некоторые заповедники, целебные источники и т.п.), особо ценные объекты историко-культурного наследия и некоторые художественные ценности, большинство видов вооружений и объектов оборонного значения. оборудование некоторых важнейших предприятий и учреждений. Эти виды имущества, как правило, изъяты из оборота. В федеральной собственности находится и имущество, которое при определенных условиях может переходить в собственность других лиц, в том числе имущество государственной казны РФ, состоящее из средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, золотого запаса, алмазного и валютного фондов и имущество ЦБ, а также имущество, находящееся в государственном резерве. Находящееся в Г.с. (собственности Федерации и ее субъектов) имущество подразделяется на две части. Одна часть закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями на ограниченных вещных правах (праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления). Это «распределенное» государственное имущество может служить для обеспечения покрытия возможных долгов публичного собственника, только если последний изымает это имущество в установленном законом порядке (ст. 296 ГК РФ), либо ликвидирует созданное им юридическое лицо и забирает остаток имущества после удовлетворения требований всех кредиторов (ст. 63 ГК РФ). Государственное имущество, не закрепленное за предприятиями и учреждениями («нераспределенное»), прежде всего средства соответствующего бюджета, составляет казну государства и может служить объектом взыскания его кредиторов (ст. 126 ГКРФ). Находящиеся в Г.с. земля и другие природные ресурсы становятся объектом взыскания кредиторов государства только в случаях, прямо предусмотренных специальным законом (ст. 126 ГКРФ). Имущество может поступать в Г.с. не только общими (общегражданскими), но и специальными способами, не свойственными отношениям частной собственности: с помощью налогов, сборов и пошлин, а также реквизиции, конфискации и национализации. Специальным основанием прекращения права Г.с. является приватизация.


Государственная Пошлина Государственная Служба Государственная Собственность


Copyright © «Юридический словарь sell-express.ru», 2007-2020.