Главная      Поиск слова:


Бельгия (королевство Бельгия)

Значение слова:

Бельгия (королевство Бельгия) - государство в Западной Европе. Образовано в 1830 г. Член-учредитель Общего рынка и Европейского Сообщества (ныне - Европейского Союза). Столица - г. Брюссель. По новой редакции (1990, 1993 гг.) Конституции Б. от 7 февраля 1831 г. - федеративное государство. По Эгмонтскому пакту 1977 г. страна разделена на три культурно-лингвистических сообщества - фламандско-говорящее; французско-говорящее; гарантированы также права 1% немецко-говорящего населения; а также на 3 региона: Фландрию, Валлонию и Брюссель. Сохранено прежнее административное деление страны: 10 провинций. По форме правления Б. - конституционная наследственная монархия." Без согласия парламента король не вправе назначить себе преемника в случае отсутствия мужского потомства. С 9 августа 1993 г. "Король бельгийцев" (официальный титул) - Альберт II, сменивший скончавшегося Бодуэна I. Конституция 1831 г. провозглашает принцип разделения властей, причем законодательная власть осуществляется Королем и парламентом, исполнительная - Королем и правительством, судебная - судами. Парламент Б. - двухпалатный. Срок полномочий обеих палат - 4 года. Согласно поправкам 1994 г. к Конституции, верхняя палата - Сенат - состоит из 71 сенатора (вместо прежних 184), из которых 40 избираются всеобщим голосованием, по 10 сенаторов из состава Фламандского совета и Совета Французского сообщества, 1 - из Совета Германоязычного сообщества, 6 кооптируются избранными сенаторами-фламандцами, 4 - сенаторами-валлонцами. Кроме того, в состав Сената могут по праву входить члены королевской семьи. Палата представителей состоит из 150 депутатов (вместо прежних 212), избираемых всеобщим прямым голосованием по пропорциональной системе. Правом законодательной инициативы обладают депутаты обеих палат и правительство. Спецификой законодательного процесса является необходимость одобрения законопроекта, особенно относящегося к сфере национальных или языковых проблем, "специальным большинством" (не менее двух третей) присутствующих от каждой лингвистической группы, французской и фламандской. Правительство - Совет Министров, включая премьер-министра - назначается Королем. Он же отправляет отдельных министров или все правительство в отставку. Однако Конституция требует, чтобы правительство пользовалось доверием парламента (если программа вновь образованного правительства не получает одобрения хотя бы одной из палат, оно должно уйти в отставку). Помимо этого, при формировании правительства требуется соблюдение пропорций между представителями фламандской и валлонской частей. Хотя Король и назначает министров, ни один королевский акт не имеет силы без контрассигнации несущего ответственность за исполнение этого акта министра. Решения, подготовленные правительством, принимают форму королевского указа или министерских декретов; Конституция дает правительству широкие законодательные полномочия, причем представляемые правительством законопроекты принимаются в парламенте по упрощенной процедуре. Роль верховной судебной инстанции отводится Кассационному суду, состоящему из 25 судей. В пяти крупнейших городах действуют апелляционные суды, рассматривающие жалобы на постановления трибуналов первой инстанции по гражданским, уголовным делам и на решения коммерческих трибуналов, а также апелляционные суды по трудовым спорам, рассматривающие жалобы на решения трибуналов первой инстанции по трудовым спорам. Трибуналы первой инстанции функционируют в каждом из 26 судебных округов. В 1988 г. Арбитражный суд получил функции Конституционного суда, осуществляющего контроль за соблюдением конституционных прав как отдельных граждан, так и национально-лингвистических сообществ и меньшинств. Назначение на все судейские должности производится Королем по представлению Министерства юстиции из числа дипломированных юристов не моложе 30 лет. (А. К.)
- государство в Западной Европе. Б. - федеративное государство. Основное население ее составляют фламандцы и валлоны. В связи с возникшими в последние десятилетия конфликтами между ними в Б., которая прежде была унитарным государством, начался процесс поэтапной «федерализации». Наиболее важные изменения в Конституцию были внесены в 1988-1993 гг. При этом было зафиксировано существование двух основных культурно-лингвистических сообществ: фламандскоязычного и французоязычного населения, а затем образованы три региона: Фландрия, Валлония и Брюссель (последний официально объявлен двуязычным). В сообществах и регионах созданы соответствующие представительные и исполнительные органы власти. Гарантированы права и немецкоязычного населения (оно составляет менее 1%). Одновременно Б. в административно-территориальном отношении делится на 9 провинций. Во главе провинций стоят назначаемые губернаторы, которые управляют совместно с выборными провинциальными советами. По форме правления Б. - конституционная монархия. Конституция 1831 г. закрепляет принцип разделения властей: законодательная власть осуществляется королем и парламентом, исполнительная - королем и правительством, судебная - судами. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА Общая характеристика. С момента образования самостоятельного Бельгийского государства (1830) основу его законодательства составили 5 французских кодексов: Гражданский кодекс (ГК; так называемый Кодекс Наполеона), Торговый кодекс. Уголовный кодекс (УК), Гражданский процессуальный кодекс (ГПК) и Уголовно-процессуальный кодекс (УПК), которые были изданы в 1804-1810гг. (см. Фракция), когда территория Б. находилась под властью Наполеона. Все эти кодексы оказали решающее воздействие на развитие бельгийского права, а ГК действует и поныне. Правда, при сохранении общей структуры текст его весьма существенно отличается от редакции 1804 г.: заменены целые разделы, включены новые положения, изменились формулировки большинства статей. В частности, в результате реформ 1958 г. и особенно 1976 г. подверглись значительной переработке положения, относящиеся к правам и взаимным обязанностям супругов(заметно расширилась имущественная самостоятельность женщин, хотя юридическое неравенство полов сохраняется и поныне). В то же время статьи, регулирующие право собственности и обязательственное право, не подверглись принципиальным изменениям. Торговый кодекс Б. 1872 г. включил в себя несколько разделов ранее действовавшего французского Торгового кодекса 1807 г. Он подвергался реформам, важнейшие из которых были проведены в 1935, 1956 и 1975гг. Трудовые отношения в Б. во многом определяются Пактом о социальной солидарности, заключенным представителями профсоюзов и предпринимателей в 1944 г. (в подполье, в условиях нацистской оккупации). В соответствии с ним участие в управлении производством принимают делегации персонала; на уровне отраслей созданы паритетные комиссии из представителей профсоюзов и предпринимателей; на общегосударственном уровне функционируют Национальный совет труда, Центральный совет экономики и другие органы. Действует развитая система трудового законодательства, включающая акты, которые регулируют общие условия труда (Закон о труде 1971 г.) и конкретные вопросы найма и увольнения, техники безопасности и др.В соответствии с Законом о коллективных договорах и паритетных комиссиях 1968 г. большинство вопросов трудовых отношений регулируется в коллективных договорах (при их заключении представители рабочих нередко берут обязательство не прибегать к забастовкам, если предприниматели не нарушат условий договора). В коллективных договорах, чаще всего на отраслевом уровне, определяются вопросы заработной платы, возраст ухода на пенсию, санитарные нормы и др. Права государственных служащих на образование профсоюзов и заключение коллективных договоров признаны в Б.с 1974 г. В стране функционирует развитая система социального обеспечения. Законодательство в этой области в основном представляет собой реализацию постановлений ЕС; оно предусматривает условия и порядок назначения пенсий по старости и инвалидности, страхования от безработицы, болезней и др.(например. Закон 1971 г. и Королевское постановление 1987 г. о пособиях при несчастных случаях на производстве). Законодательство об охране природы включает в себя акты как достаточно общего характера, так и весьма конкретные по содержанию. Один из актов общего характера - Закон о сохранении природы 1971 г.. предусматривающий защиту флоры, фауны, лесов, создание национальных парков. В 60-х гг. были изданы законы о защите моря от загрязнений топливными отходами (1962), о борьбе с загрязнением атмосферного воздуха (1964), королевский декрет о требованиях, предъявляемых к питьевой воде (1965), и др. В 1975 г. принят Закон о защите животных, установивший уголовные санкции за жестокое обращение с ними. В 1988 г. изданы королевские постановления о мерах против загрязнения воздуха автомобильными выхлопами и о мерах по сохранению рыбных запасов. УПК 1878 г. с момента его принятия и по настоящее время включает в себя целые разделы из УПК Франции 1808 г. В 1967 г. был принят Судебный кодекс, который регулирует «организацию судов и трибуналов, их компетенцию и процедуру деятельности». С его принятием был отменен ранее действовавший ГПК, а регулируемым им вопросам ныне посвящен раздел IV Судебного кодекса («О гражданской процедуре»). Наряду с указанными основными кодексами действует ряд консолидированных актов, которые нередко также (официально или в частных публикациях законов) называются кодексами: Избирательный, Лесной, Сельскохозяйственный. Налоговый и др. Научные исследования в области права сосредоточены на юридических факультетах Свободного университета в Брюсселе, Католического - в Лувене, а также университетов в Генте и Льеже. Уголовное право. Действующий УК 1867 г. составлен под влиянием французского УК 1810 г., однако существенно отличается от него, в том числе в трактовке ряда институтов Общей части (покушение, соучастие и др.), в стремлении к большей индивидуализации наказания в духе буржуазно-либеральных идей. С 1976 г. ведутся работы по подготовке нового УК. Смертная казнь, хотя и предусматривалась УК 1867 г., фактически была отменена за общеуголовные преступления с 1863 г. После казни нацистских преступников и коллаборационистов в 1944-1950гг. смертные приговоры в исполнение не приводились. В 1996 г. смертная казнь за все преступления была отменена парламентом Б. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА Высшее звено бельгийской судебной системы, подвергшейся основательной реформе в 1967 г., - Кассационный суд (Брюссель); состоит из 25 судей во главе с первым председателем, которые рассматривают в коллегиях из 3 судей жалобы на приговоры и решения любых судов, но только по вопросам права, а не факта. Его решения выносятся всегда только по конкретным делам, но оказывают существенное влияние на судебную практику в целом. В стране действуют 5 апелляционных судов (в Антверпене, Брюсселе, Генте, Льеже и Монсе), которые рассматривают жалобы на постановления трибуналов первой инстанции по гражданским и уголовным делам, а также на решения коммерческого трибунала, и 5 апелляционных судов по трудовым спорам (в тех же городах), которые рассматривают жалобы на решения соответствующих трибуналов. (В Б., как и в ряде других стран, термин «трибунал» нередко используется для обозначения судебных органов с ограниченной компетенцией либо низших инстанций.) В каждой из 9 провинций Б. раз в квартал собираются сессии суда присяжных, рассматривающего дела о наиболее серьезных преступлениях. Он состоит из 3 профессиональных судей и 12 присяжных. Приговоры суда присяжных не могут быть обжалованы в апелляционные инстанции, и лишь Кассационный суд вправе отменить их. Основное звено бельгийской судебной системы - трибуналы первой инстанции: по трудовым спорам и коммерческие. Эти трибуналы функционируют в каждом из 26 судебных округов. Они состоят из 1 или 3 профессиональных судей и рассматривают основную массу гражданских дел, а также уголовные дела обо всех преступлениях, за которые может быть назначено свыше 7 суток ареста, за исключением отнесенных к компетенции суда присяжных (при разбирательстве уголовных дел они называются исправительными трибуналами). Кроме того, они рассматривают жалобы на постановления мировых судей по гражданским и уголовным делам. Трибуналы по трудовым спорам состоят из профессионального судьи и представителей (по одному) от предпринимателей и наемных работников. Они рассматривают конфликты, связанные с увольнением, споры о компенсации по поводу несчастных случаев на производстве, о пенсионном обеспечении и т.п. В состав каждого коммерческого. трибунала наряду с профессиональным судьей входят по 2 представителя деловых кругов - торговцев, предпринимателей и т.п. Они рассматривают дела по первой инстанции, главным образом споры, возникающие в сфере торговых отношений, а также жалобы на соответствующие решения мировых судей. Низовое звено судебной системы - мировые суды, в которых судьи единолично рассматривают дела о малозначительных преступлениях (в этом качестве они называются «полицейскими судами»), споры по гражданским и торговым делам с небольшой суммой иска, а также некоторые споры неимущественного характера (семейные и т.п.). При разбирательстве гражданских дел обязательна предварительная процедура, цель которой - примирение сторон. Имеются также суды по делам несовершеннолетних. В начале 80-х гг. в системе бельгийских судебных учреждений начал функционировать Арбитражный суд. Он был наделен правом признавать недействительными законодательные акты или их отдельные положения, подзаконные акты, а также постановления местных органов самоуправления в случае их противоречия Конституции и правам человека. В 1988 г. он преобразован в Конституционный суд. В Законе, определившем компетенцию последнего, подчеркивается, что он осуществляет контроль за соблюдением конституционных прав и свобод не только отдельных граждан, но и национальных общин и меньшинств. Назначение на все судейские должности производится монархом по представлению министерства юстиции из дипломированных юристов в возрасте как минимум 30 лет (для вышестоящих инстанций возрастной ценз повышается). Прокуратура функционирует под эгидой Министерства юстиции. При Кассационном суде действуют первый генеральный прокурор и несколько его помощников - генеральных адвокатов, которые дают заключения по правовым вопросам, возникающим перед этим судом. В апелляционных судах выступают генеральные прокуроры при соответствующих судах, генеральные аудиторы, генеральные адвокаты и другие чиновники; в трибуналах первой инстанции и коммерческих трибуналах - королевские прокуроры или их заместители, которые поддерживают обвинение по уголовным делам либо дают заключения по некоторым категориям гражданских дел (разводы, банкротства и др.); в трибуналах по трудовым спорам выступают аудиторы по трудовым спорам или их заместители. Правовой статус адвокатов определяется Судебным кодексом 1967 г. В соответствии с ним функции адвоката может выполнять лишь тот, кто является бельгийским подданным либо гражданином одной из стран ЕС, имеет диплом доктора права, принес присягу и зачислен решением совета «Ордена адвокатов» в состав адвокатской корпорации либо в список стажеров. Как правило, для получения правомочий адвоката необходима 3-летняя стажировка. В Кассационном суде могут выступать по гражданским делам лишь адвокаты, назначенные королем в «Орден адвокатов при Кассационном суде» по рекомендации этого суда и министра юстиции из опытных адвокатов с 10-летним стажем по конкурсу. Решетников Ф.М.


Белиз (до 1973 Г. - Британский Гондурас) Бельгия (королевство Бельгия) Бенин (республика Бенин, До 1975 Г. - Дагомея, В 1975-1990 Гг. - Народная Республика Бенин)


Copyright © «Юридический словарь sell-express.ru», 2007-2020.