Главная      Поиск слова:


Чрезвычайное Положение

Значение слова:

Чрезвычайное Положение - один из институтов конституционного права; особый режим деятельности органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, допускающий установленные специальным законом ограничения прав и свобод граждан и прав юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Ч. п. вводится в случае крупных общественных беспорядков, внутренних вооруженных конфликтов, а также стихийных бедствий и технологических катастроф. Конституция РФ различает собственно Ч. п. и военное положение, режим которых устанавливается федеральным конституционным законом. Правом введения Ч. п. наделен Президент РФ. Указ о введении Ч. п. подлежит утверждению Советом Федерации.
- вводимый в соответствии с действующим законодательством на всей территории РФ или в ее отдельных местностях правовой режим, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, прав организаций и общественных объединений и возложение на них дополнительных обязанностей. Ч.п. вводится лишь при наличии обстоятельств, представляющих непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ и если их устранение без применения чрезвычайных мер невозможно. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. "О чрезвычайном положении" к таким обстоятельствам относит: 1) попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями и создающие угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; 2) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, а также возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий чрезвычайные экологические ситуации (эпидемии, эпизоотии и др.), повлекшие или могущие повлечь человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения. Ч.п. вводится указом Президента РФ и подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения и официальному опубликованию. О принятом указе информируются палаты Федерального Собрания РФ. В течение 72 час. с момента обнародования указа он должен быть утвержден Советом Федерации (не утвержденный указ о введении Ч.п. по истечении 72 час. после обнародования утрачивает силу). О введении Ч.п. Министерство иностранных дел в соответствии с международными обязательствами РФ, вытекающими из Международного пакта о гражданских и политических правах и Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в трехдневный срок обязано уведомить Генерального секретаря ООН и информировать Генерального секретаря Совета Европы о временных ограничениях прав и свобод граждан, составляющих отступления от международных обязательств РФ, об объеме этих ограничений и причинах принятия такого решения. На Министерстве иностранных дел лежит также обязанность ставить в известность указанные международные структуры о прекращении Ч.п. Кроме того, указанный орган должен в течение суток с момента принятия Советом Федерации постановления об утверждении указа Президента РФ о введении Ч.п. уведомить сопредельные государства об обстоятельствах, послуживших основанием для введения Ч.п. Вводимое на всей территории страны Ч.п. не может превышать 30 суток, а в ее отдельных местностях - 60 суток. Режим Ч.п. может предусматривать следующие меры и ограничения на территории, где введено Ч.п: полное или частичное приостановление полномочий органов исполнительной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления; установление ограничений на свободу передвижения в границах данной территории, а также введение особого режима въезда на нее и выезда с нее; усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта; установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, а также особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости; запрещение или ограничение проведения массовых мероприятий (собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования); запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций; ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра; приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химически и биологически опасные вещества и др. Кроме того, Президент может своим указом предусмотреть и другие меры: введение комендантского часа (запрета в установленное время суток находиться в общественных местах без специального на то разрешения); ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры; приостановление деятельности политических партий, иных объединений граждан, если это препятствует устранению обстоятельств, послуживших основанием введения Ч.п.; ограничение или запрещение оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ; выдворение лиц, нарушающих режим Ч.п. и не проживающих на территории, где оно введено; продление срока содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений на весь период действия Ч.п. (но не более чем на 3 месяца) и др. От режима Ч.п. следует отличать понятие "зоны вооруженного конфликта". Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2001 г. № 896 "О зонах вооруженных конфликтов" выполнение задач военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел на территориях Республики Северная Осетия - Алания и Республики Ингушетия в октябре - ноябре 1992 г. отнесено к выполнению задач при вооруженных конфликтах. Выполнение же поставленных задач на всей территории Чеченской Республики в период с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г. отнесено к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта. (В.Ч.)
- институт конституционного права, особый режим деятельности органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, допускающий установленные специальным законом ограничения прав и свобод граждан и прав юридических лиц, а т.ж. возложение на них дополнительных обязанностей. Ч.п. вводится обычно в случае крупных общественных беспорядков, внутренних вооруженных конфликтов, а т.ж. стихийных бедствий и технологических катастроф. В Конституции РФ различаются собственно чрезвычайное и военное положение, режим которых устанавливается федеральным конституционным законом. До их принятия, в части, не противоречащей Конституции, продолжает действовать Закон РСФСР "О чрезвычайном положении" от 17 мая 1991 г. Правом введения Ч.п. наделен Президент РФ. Указ Президента РФ о введении Ч.п. подлежит утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ.
Чрезвычайное положение является временной мерой, объявляемой в соответствии с Конституцией СССР и настоящим Законом в интересах обеспечения безопасности граждан СССР при стихийных бедствиях, крупных авариях или катастрофах, эпидемиях, эпизоотиях, а также при массовых беспорядках. Закон СССР от 03.04.90 N 1407-I, ст. 1
- особый правовой режим деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, допускающий установленные законом ограничения прав и свобод граждан и прав юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Ч. п. является временной мерой и может вводиться исключительно в интересах обеспечения безопасности граждан и охраны конституционного строя государства. Целью введения Ч. п. являются скорейшая нормализация обстановки, восстановление законности и правопорядка, устранение угрозы безопасности граждан и оказание им необходимой помощи. В Российской Федерации, согласно ст. 88 Конституции РФ, Ч. п. на территории РФ или в отдельных ее местностях вводит Президент РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом. Президент незамедлительно сообщает о введении Ч. п. Совету федерации (СФ) и Государственной Думе (ГД). Последняя принимает сообщение Президента РФ к сведению, а СФ утверждает указ Президента РФ о введении Ч. п.; если СФ не утвердит указа, Ч. п. не считается введенным. Конституции и уставы некоторых субъектов РФ дают право соответственно их президентам и губернаторам на введение Ч. п. на части территории субъекта по согласованию с законодательными (представительными) органами власти субъекта. Федеральный конституционный закон о Ч. п. еще не принят. В Российской Федерации пока действует Закон о чрезвычайном положении от 17 мая 1991 г. Ч. п. вводится лишь в условиях, когда обстоятельства, служащие основанием для введения Ч. п., представляют собой реальную, чрезвычайную и неизбежную угрозу безопасности граждан или конституционному строю, устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер. Данный Закон называет следующие основания введения Ч. п.: а) попытки насильственного изменения конституционного строя, массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, межнациональные конфликты, блокада отдельных местностей, угрожающая жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов; б) стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, крупные аварии, ставящие под угрозу жизнь и здоровье населения и требующие проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ. По Закону срок действия Ч. п. на всей территории РФ не может превышать 30 дней, на части ее территории - 60 дней. Продление срока действия Ч. п. - возможно. Оно производится в том же порядке, как и первичное его введение. На территории, где введено Ч. п., указом о введении Ч. п. или иным указом Президента могут быть введены особые формы управления. Суть последних заключается в следующем: органы исполнительной власти территории могут быть поставлены в прямое подчинение Президенту РФ; Президент РФ может назначить специальный орган (из числа существующих) для управления в условиях Ч. п., в том числе и с подчинением ему органов исполнительной власти соответствующей территории; для координации работ по ликвидации обстоятельств, вызвавших введение Ч. п., а также в случае ненадлежащего осуществления своих функций органами власти и управления территории, на которой введено Ч. п., могут быть образованы специальные временные органы. Этим органам могут быть переданы полностью или частично распорядительные и исполнительные полномочия органов власти и управления на территории, где введено Ч. п.; в исключительных случаях при введении Ч. п. министру внутренних дел и руководителю ФСБ РФ может быть поручено создание совместного оперативного штаба и назначение коменданта территории, на которой введено Ч. п. В случае создания специальных временных органов, оперативного штаба и назначения коменданта территории полномочия местных представительных и исполнительных органов могут быть временно ограничены либо приостановлены органом, принявшим решение о введении Ч. п. Государственные органы, осуществляющие управление в условиях Ч. п., могут наделяться чрезвычайными полномочиями для восстановления нормального положения. В том числе эти органы вправе предусматривать временное ограничение прав и свобод граждан, кроме возможности применения пыток, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания, ограничения права на жизнь, свободу мысли, совести, религии, применения обратной силы уголовного закона. Органы, созданные для непосредственного управления территориями Ч. п., вправе издавать обязательные к исполнению на данной территории приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима Ч. п. Общие меры, которые могут устанавливаться на период Ч. п.: особый режим въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения на территории Ч. п.; усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения; запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также иных массовых мероприятий; запрещение забастовок; ограничение движения транспортных средств и их досмотр. В случае если Ч. п. вводится по соображениям защиты конституционного строя, массовых беспорядков и т. п., возможны следующие дополнительные меры: комендантский час, т. е. запрет находиться на улицах и в иных общественных местах в установленное время суток без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность; ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры; временный арест печатной продукции, а также звукоусиливающих технических средств и множительной аппаратуры до отмены Ч. п.; приостановление после соответствующего предупреждения деятельности партий, движений и иных общественных объединений, препятствующих нормализации обстановки; проверка документов в местах скопления граждан, а в исключительных случаях - личный досмотр граждан, вещей, жилища и транспортных средств; ограничение продажи спиртных напитков, ядовитых веществ, оружия; выдворение нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности. Если Ч. п. вводится по соображениям защиты жизни и здоровья людей при стихийных бедствиях, эпидемиях и др., могут быть применены следующие дополнительные меры: временное выселение (эвакуация) граждан с обязательным предоставлением им стационарных или временных жилых помещений; введение особого порядка распределения продуктов питания и предметов первой необходимости; установление карантина; мобилизация ресурсов государственных предприятий, учреждений и организаций, изменение режима их работы, переориентация на выпуск необходимой в условиях Ч. п. продукции, на аварийно-спасательные и восстановительные работы; отстранение от работы руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций при ненадлежащем исполнении ими своих обязанностей и назначение временно исполняющих обязанности; в исключительных случаях - мобилизация трудоспособного населения и транспортных средств граждан для проведения аварийно-спасательных работ. В условиях Ч. п. возможны особые меры административной ответственности, устанавливаемые законом, - как правило, более высокие штрафы и арест на срок до 30 суток. Однако деятельность органов суда и прокурорского надзора не приостанавливается. (С. А.)
- один из институтов конституционного права, особый режим деятельности органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, допускающий установленные специальным законом ограничения прав и свобод граждан и прав юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Ч.п. вводится обычно в случае крупных общественных беспорядков, внутренних вооруженных конфликтов, а также стихийных бедствий и технологических катастроф. Согласно Конституции РФ различаются собственно чрезвычайное и военное положение, режим которых устанавливается ФКЗ. До их принятия, в части не противоречащей Конституции РФ, продолжает действовать Закон РСФСР от 17 мая 1991 г. "О чрезвычайном положении". Правом введения Ч.п. наделен Президент РФ. Указ Президента РФ о введении Ч.п. подлежит утверждению СФ. В соответствии с Законом режим Ч.п. вводится для обеспечения нормализации обстановки, восстановления законности и правопорядка, устранения угрозы безопасности граждан и оказания им необходимой помощи. В этих условиях ограничиваются некоторые права граждан. Основания введения режима Ч.п.: а) попытки насильственного изменения конституционного строя, массовые беспорядки, сопровождаемые убийствами, насилием, погромами: межнациональные конфликты; блокада отдельных территорий, местностей, населенных пунктов, угрожающие жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов; б) стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, крупные аварии, ставящие под угрозу жизнь и здоровье населения и требующие проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ. Режим Ч.п. может вводиться на всей территории РФ или в отдельных местностях. Срок действия режима Ч.п., вводимого на всей территории РФ, не может превышать 30 суток, а в отдельном регионе (местности, городе) - 60 суток. В Указе Президента РФ о введении Ч.п. указываются основания его установления, границы территории, на которой вводится Ч.п., описание чрезвычайных мер и указание исчерпывающего перечня временных ограничений прав и свобод граждан. Законом предусматриваются два вида мер, устанавливаемых при введении Ч.п. Первый устанавливается при введении режима Ч.п. в связи со стихийным бедствием, эпидемией, эпизоотией, крупной аварией или катастрофой и включает следующие меры: ограничение свободы передвижения граждан по территории, где введено Ч.п., установление особого режима въезда и выезда; усиление охраны объектов обеспечения жизнедеятельности населения, общественного порядка и общественной безопасности; запрещение забастовок; запрет проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других массовых мероприятий. При введении режима Ч.п. по социальным основаниям (попытки насильственного изменения конституционного строя, массовые беспорядки, межнациональные конфликты и т.п.) наряду с мерами первой группы могут применяться: а) комендантский час, т.е. запрет находиться на улицах и в других общественных местах в определенное время суток без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность гражданина; б) временное ограничение свободы печати и других СМИ путем введения предварительной цензуры предлагаемых к публикации, вещанию материалов, временного (до отмены Ч.п.) ареста тиражей печатной продукции или изъятия (опечатывания) звукоусиливающих технических средств и множительной аппаратуры; в) приостановление (после предупреждения) деятельности политических партий, общественных организаций и массовых движений, препятствующих нормализации обстановки; г) выдворение нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, за пределы территории, на которой введено Ч.п.; д) проверка документов, а при наличии оснований предполагать наличие у граждан оружия, взрывчатых веществ - личный обыск, досмотр вещей, жилища и транспортных средств; е) ограничение или полное запрещение продажи оружия, токсичных (ядовитых) веществ, спиртных напитков, а в исключительных случаях - временное изъятие у граждан законно хранимого огнестрельного и холодного оружия, боеприпасов, ядовитых и взрывчатых веществ, а у организаций, предприятий и учреждений - учебного оружия, боевой техники, радиоактивных веществ. В соответствии со ст. 24 Закона в режим Ч.п. могут быть включены на время его действия меры по обеспечению жизнедеятельности населения: особый порядок доставки и распределения питьевой воды, продуктов питания, медикаментов, топлива, предметов первой необходимости; противоэпидемические меры: установление карантина, принудительная госпитализация опасных для окружающих больных, дезинфекция помещений и т.п. Нарушение гражданами и должностными лицами режима Ч.п. влечет применение мер административного пресечения и ответственности административной по ст.158, 165, 166, 172, 1661, 1711 КоАП.


Членовредительство Чрезвычайное Положение Чрезвычайные Суды


Copyright © «Юридический словарь sell-express.ru», 2007-2020.