Главная      Поиск слова:


Законность



Значение слова:

Законность - точное и неуклонное соблюдение правовых норм, строгое и полное осуществление предписаний законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права: гражданами, должностными лицами, государственными органами, организациями, государством. За отступление от требований З. наступает юридическая ответственность. Основные требования З. следующие: 1. Верховность закона по отношению ко всем другим актам. 2. Единство понимания и применение законов на всей территории их действия. 3. Равная возможность всех граждан пользоваться защитой закона и их равная обязанность следовать его предписаниям (равенство всех перед законом и судом). 4. Осуществление прав перед законом и судом. 5. Осуществление прав и свобод человеком не должно нарушать права и свободы других лиц. 6. Недопустимость противопоставления З. и целесообразности. З. предполагает, что местные интересы (целесообразность в конкретных условиях и конкретных случаях) в полном объеме могут и должны удовлетворяться в рамках закона. Пока закон действует, его предписания в равной мере обязательны. 7. Предотвращение и эффективная борьба с правонарушениями - важное требование законности. В результате соблюдения требований 3. в обществе складывается правовой порядок, являющийся целью регулирования общественных отношений. Все без исключения органы, организации, предприятия и граждане должны соблюдать законы и следовать их предписаниям без каких-либо отклонений, льгот, исключений и т.п. Всякое отклонение оттого, что предусмотрено правовыми нормами, является нарушением З. З., являясь одним из основных признаков правового государства, предусматривает верховенство и единство права. Единство права обеспечивается всей силой правового государства, прокурорским надзором, единой судебной практикой. З. подразумевает т.ж. последовательную и эффективную борьбу с преступностью, неотвратимость юридической ответственности, эффективность профилактических мер, направленных на снижение уровня преступности. К юридическим средствам обеспечения З. относятся применяемые меры защиты прав и интересов граждан. Гарантирует З. в нашем обществе Президент, являющийся гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина (п. 2 статьи 80), и специальный государственный орган - прокуратура, главной задачей которой является осуществление надзора за соблюдением З. в Российской Федерации. З. обеспечивается прежде всего деятельностью высших органов государственной власти (Федерального Собрания. Президента. Правительства РФ), издающих законы и подзаконные акты, выражающие волю народов России. Создан и действует особый орган обеспечения З. - Конституционный суд. Надзор за З. осуществляют и органы прокуратуры. Особая роль в деле охраны З. принадлежит суду.
- один из универсальных общеправовых принципов, основным содержанием которого является требование неуклонного соблюдения Конституции РФ, законов и соответствующих им правовых актов всеми государственными и негосударственными организациями, должностными и частными лицами. Наиболее авторитетная юридическая формулировка этого принципа содержится в ст. 4 и 15 Конституции РФ. В них закреплены основные исходные положения данного принципа: - верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ; - высшая юридическая сила Конституции РФ; - ее прямое действие и применение на всей территории РФ; - требование, чтобы ни один принимаемый в Российской Федерации закон или иной правовой акт не противоречил Конституции РФ; - обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений неуклонно соблюдать Конституцию РФ. Реализация принципа 3. должна обеспечиваться с помощью разнообразных средств, в том числе юридических. Одним из них является закрепленное в Конституции РФ положение о том, что все законы подлежат официальному опубликованию. В его основе лежит посылка, что 3. возможна в условиях, когда всем, кто должен исполнять, соблюдать законы, доступно их точное содержание. В отношении нормативных актов, в том числе подзаконных (приказы и инструкции министерств и ведомств и т. д.), в которых регламентируются права, свободы и обязанности человека и гражданина, установлены более жесткие требования: они не подлежат применению, если не были опубликованы официально для всеобщего сведения. Важным средством обеспечения 3. являются полномочия, которыми наделены суды. Конституционный Суд РФ вправе признать любой закон или иной нормативный акт, в том числе и федеральный, полностью или частично противоречащим Конституции РФ, и это влечет за собой признание соответствующего закона или иного нормативного акта полностью или частично не действующим. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды имеют право не применять закон либо любой иной нормативный акт, противоречащий Конституции РФ или федеральному закону. В таких случаях при рассмотрении конкретных судебных дел им надо руководствоваться непосредственно предписаниями Конституции РФ либо соответствующих законов. После принятия Конституции РФ 1993 г. существенно изменилась роль принципов и норм международного права в российской правовой системе: они стали ее составной частью. И те из них, которые зафиксированы в договорах РФ, наделены приоритетом по отношению к законам РФ. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом РФ, применяются правила международного договора. Этот момент обязательно следует учитывать при характеристике принципа законности. (К. Г.)
- политико-правовой режим, характеризующийся точным и неуклонным соблюдением правовых предписаний всеми субъектами права. О необходимости соблюдения закона писали еще Платон и Аристотель. Однако теория 3. разрабатывается значительно позже, в период буржуазных революций (XVIII-XIX вв.). Мыслителями эпохи Просвещения 3. понималась не только как соблюдение существующих законов независимо от того, о ком идет речь, но, прежде всего, как осуществление власти, основанное на прочно установленных, общеизвестных законах, в силу всеобщего согласия признаваемых в качестве основных критериев для определения того, что справедливо и что несправедливо. В современной юриспруденции 3. определяется посредством различных категорий (как метод, принцип или режим). В советской юриспруденции длительное время господствовал классовый подход в понимании 3. Считалось, что подлинная 3. может быть только социалистической, так как любая антагонистическая формация (рабовладельческая, феодальная, буржуазная) есть не что иное, как режим "узаконенного беззакония". Неоднозначным было отношение к этой проблеме В.И. Ленина, который сначала писал о том, что диктатура пролетариата - власть, не связанная никакими законами, а затем настаивал на соблюдении единой 3. После исторического совещания правоведов в 1938 г., под влиянием идей А.Я. Вышинского социалистическую 3. стали понимать как строгое и неуклонное исполнение законов и подзаконных актов всеми субъектами советского права в интересах пролетарского государства. Долгое время социалистическую 3. рассматривали сначала как метод осуществления диктатуры пролетариата, а затем как метод осуществления общенародным государством его задач и функций. После 1985 г. предпринимаются попытки переосмыслить 3. как политико-правовое явление, наполнить этот термин новым содержанием, освободив от классово-идеологического аспекта правопонимания. В современной российской правовой науке особое внимание обращается на тесную связь 3. с демократией, выражающуюся в принципе: нет 3.без демократии и нет демократии без 3. Важное изменение в понимании 3. связано с восприятием в РФ (и закреплением в Конституции РФ) идеи правового государства. Отсюда 3. - это не просто исполнение законов, но и под-законность деятельности государства. обязательность законов для всех государственных органов. Кроме того. в понятие 3. включаются и требования общества к государству по обеспечению прав, свобод человека и гражданина, правопорядка. Отсутствие этих неотъемлемых элементов свидетельствует и об отсутствии 3. С этой точки зрения нельзя говорить о 3. в тоталитарных и авторитарных государствах. В настоящее время в отечественном правоведении преобладают тенденции максимально широкого понимания 3., при котором оно выступает как политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно-правовой нормы организации общества и реализации идеи социальной справедливости путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства. Содержание 3. составляет такое законодательство, которое адекватно воплощает правовые принципы, общечеловеческие идеалы и ценности, насущные потребности и интересы человека, объективные тенденции социального прогресса. 3. рассматривается как система реально действующего права, что предполагает: во-первых, наличие в обществе и государстве правового законодательства (3. точнее было бы определить в данном случае как правозаконность): во-вторых, полное осуществление реализация Конституции и других законов; в-третьих, эффективную защиту действия Конституции и других законов. Термин "З." используется и зарубежными правоведами и законодателями. Но концептуальная проработанность данного сложного политико-правового явления практически отсутствует. Во многом это объясняется тем, что западная юридическая доктрина преимущественно оперирует двумя другими терминами - "верховенство закона" и "правовое государство", которые включают в себя и понятие 3. Юридическая наука рассматривает 3. в социальном, политическом, юридическом и психологическом аспектах. Социальный аспект включает в себя требования общества к государству и праву, исполнение которых необходимо для его нормального функционирования и развития. Политический аспект выражает необходимость принятия и выполнения таких решений, которые способствуют исполнению предписаний правовых норм всеми субъектами права. Юридический аспект проявляется в правотворческой и правоприменительной деятельности, направленной на принятие и реализацию необходимых в конкретно-исторический период развития общества правовых норм. Психологический аспект 3. выражается в понимании и осознании необходимости исполнять правовые предписания и в конкретных психических переживаниях людей, связанных с правотворческой и правоприменительной деятельностью государства. Принципы 3. - это основополагающие идеи, взгляды, которые представляют собой исходные начала, обусловливающие содержание 3. Основными принципами являются: верховенство закона, единство 3., целесообразность и реальность 3. Верховенство закона понимается как подчиненность ему всех иных нормативных правовых актов и актов применения права (см. Закон). Кроме того, верховенство закона можно рассматривать как принцип деятельности государства. В данном случае деятельность государственных органов и их должностных лиц ограничивается рамками закона, что (в идеале) исключает произвол. Единство 3. необходимо рассматривать как общеобязательность действующего законодательства. Какие-либо исключения из данного принципа, например в сфере действия закона во времени, в пространстве и по кругу лиц. свидетельствуют о его нарушении, а следовательно, и о нарушении законодательства. Целесообразность 3. означает соответствие правотворческой и правоприменительной деятельности, а также норм законов и подзаконных актов социальным потребностям. обусловленным целями общественного развития. Противопоставление 3. и целесообразности недопустимо. Выбор целесообразного варианта поведения законен только тогда, когда он не противоречит правовым предписаниям. В случае наличия пробелов в праве (законе) целесообразным является не отказ от исполнения нормы, а применение права (закона) по аналогии. Кроме того, в рамках закона допустимо использовать и усмотрение в правоприменительной практике. Неисполнение законов, постановление неправосудных приговоров, издание противоречащих Конституции и законам подзаконных актов по мотивам политической или экономической целесообразности - грубейшее нарушение 3. Однако бывают случаи, когда, например. принимается закон, предписания которого являются социально вредными. Безусловно, его нельзя признать целесообразным. Вместе с тем отказ от его реализации по этим мотивам также недопустим. В данном случае выход один - скорейшая отмена нецелесообразного закона. Реальность 3. представляет собой возможность фактического исполнения законов всеми субъектами права и неотвратимость ответственности за любые их нарушения. Осуществление этого принципа достигается посредством: а) предоставления субъектам права реальной возможности соблюдать, исполнять и использовать правовые предписания; б) создания правоохранительным органам условий для эффективной борьбы с противоправными проявлениями. Для осуществления на практике указанных принципов необходимо соблюдать требования 3. Выделяются следующие основные требования 3. к субъектам права: а) соблюдение законов и иных нормативных правовых актов всеми физическими и юридическими лицами, государственными органами и их должностными лицами; б) обеспечение государством прав и свобод человека и гражданина; в) неотвратимость наказания за совершенное правонарушение; г) равенство граждан перед законом и судом. Требования 3. к действующему законодательству следующие: а) адекватность законодательства, т.е. соответствие законов и подзаконных актов объективным потребностям общества. Нарушения данного требования выражаются, например, в принятии таких законов, которые не могут быть реализованы по экономическим или организационным причинам; в попытках правовой регламентации тех общественных отношений, которые поддаются регулированию только неправовыми социальными нормами; б) строгая иерархичность законодательства - подчиненность и полное соответствие подзаконных актов Конституции и законам; в) беспробельность и непротиворечивость законодательства; г) соблюдение установленного порядка принятия, изменения, отмены нормативных правовых актов. В отечественной юридической науке принято разграничивать нарушения закона и нарушение 3. Под нарушениями закона понимается любое правонарушение. Нарушения законов, совершенные гражданами, не затрагивают 3.. они суть нарушения правопорядка в обществе. Считается, что если гражданин совершил преступление и наказан за него, то 3. не нарушена. Препятствием нарушению 3. является развитие системы гарантий 3., под которыми понимаются условия и средства реализации в государственно-правовой действительности всех ее требований. В юридической литературе выделяются общие и специальные (юридические) гарантии. К общим гарантиям относятся: а) экономические (стабильность экономики, высокий уровень жизни, отсутствие безработицы); б) политические (бескризисное развитие общества, отсутствие национальных, этнических, территориальных, религиозных конфликтов); в) духовно-нравственные (патриотизм, значимость моральных ценностей в обществе, приверженность национальным традициям); г) психологические (осуждение противоправного поведения, отсутствие деформаций правосознания в формах правового негативизма и нигилизма). Специальные (юридические) гарантии 3. выступают как правовые средства, закрепленные в правовых нормах и непосредственно направленные на обеспечение 3. К таким гарантиям относятся: а) меры надзора и контроля за состоянием законности; б) эффективность мер юридической ответственности, применяемых к правонарушителям; в) меры защиты, непосредственно направленные на обеспечение восстановления нарушенного права; г) меры по совершенствованию действующего законодательства; д) меры по профилактике нарушений 3.; е) меры по выявлению нарушений 3.



Закон Убывающей Отдачи Законность Законные Платежные Средства


Copyright © «Юридический словарь sell-express.ru», 2007-2020.