Главная      Поиск слова:


Президентская Республика

Значение слова:

Президентская Республика - разновидность республиканской формы правления (см. Республика), характеризующаяся тем, что избираемый (как правило, всенародно) президент юридически и фактически является главой государства и исполнительной власти. В мире существует несколько моделей П. р. По классической модели (США) президент с согласия верхней палаты парламента (сената) формирует администрацию, члены которой несут политическую ответственность только перед президентом. Он не может распустить парламент, парламент может сместить Президента только в порядке импичмента. Для латиноамериканских П. р. характерна полная свобода президента в назначении и смещении членов администрации, однако встречаются случаи парламентской ответственности членов его кабинета (Коста-Рика, Уругвай). Для П. р. восточного полушария (Замбия, Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан) характерно существование обособленного коллегиального органа исполнительной власти - правительства, возглавляемого президентом, а также наличие в большинстве случаев поста "административного" премьера.
- форма правления, которая характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Для П.р. характерны следующие особенности: наделение президента полномочиями главы государства и главы исполнительной власти; выборы президента на всеобщих выборах, вследствие чего не только законодательная, но и исполнительная власть получает мандат от народа; отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику; правительство формируется президентом, он же назначает на высшие должности и смещает с должностей в аппарате исполнительной власти. Типичной страной с президентской формой правления являются США. В П.р. президент, как и парламент, избирается народом. Легитимность его полномочий не менее значительна, чем у парламента. Поэтому политической ответственности перед парламентом президент не несет. Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдержек и противовесов. Президент нуждается в поддержке парламента, в особенности по такому центральному вопросу государственной власти, как бюджет. Основное преимущество П.р. заключается в том, что вне зависимости от того, какие партии господствуют в исполнительной или законодательной власти, обе эти ветви власти вынуждены сотрудничать. А это обстоятельство придает режиму особую устойчивость. Так, президент США представляет республиканскую партию, а в обеих палатах конгресса большинство - у демократов. Компромиссы, уступки в такой ситуации обеспечивают их сотрудничество. Не случайно примерно 70 - рабочего времени американского президента расходуется на контакты с конгрессменами и их лидерами. (В.Ч.)
(от лат praesidens-букв. сидящий впереди)-разновидность республиканской формы правления, такая республика, в которой население страны избирает не только высший законодательный орган, но и главу государства - президента, который одновременно является и главой исполнительной власти. Правительство несет ответственность перед президентом, который по своему усмотрению назначает, перемещает и отстраняет от должности членов правительства. Президент имеет право вето на законы, принимаемые парламентом. Он является главнокомандующим вооруженными силами. Президент представляет страну на международной арене. Таким образом, в П.р. президент юридически и фактически является главой государства и исполнительной власти. В современном мире существует несколько моделей П.р. В классической модели (США) президент формирует с согласия верхней палаты парламента (сената) администрацию, члены которой несут политическую ответственность только перед президентом. Президент не может распустить парламент, парламент может сместить Президента только в порядке импичмента. Для латиноамериканских П.р. характерна полная свобода президента в назначении и смещении членов администрации, однако встречаются случаи парламентской ответственности отдельных членов президентского кабинета (Коста-Рика, Уругвай). Для П.р. восточного полушария (Замбия, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан) характерно существование обособленного коллегиального органа исполнительной власти - правительства, возглавляемого президентом, а т.ж. наличие в большинстве случаев поста т.н. административного премьера.
Главой государства и одновременно исполнительной власти является избираемый на всенародных выборах президент. Он формирует свою исполнительную администрацию (США, Мексика) или правительство (Перу, Кыргызстан), которые ответственны только перед ним. Президент не может распустить парламент, парламент не может уволить в отставку администрацию (правительство). В виде исключения в президентских республиках встречаются наличие поста "административного" премьер-министра, право парламента увольнять отдельных министров.
- разновидность государства с республиканской формой правления. Другой республиканской формой правления является парламентарная республика. Зачастую существуют смешанные варианты, сочетающие элементы парламентарной и президентской республик. В П. р. сильные позиции в руководстве государством (и зачастую - более сильные, чем парламент) занимает президент, избираемый населением. Во-первых, президенту принадлежат, причем по принципу жесткого разделения властей, многие важные функции и полномочия в управлении государством. На основе конституции и законов государства он определяет, а на практике нередко даже предопределяет, реальные линии внутренней и внешней политики государства. Во-вторых, он самостоятельно формирует состав правительства, будучи в крайнем случае юридически обязанным считаться с мнением парламента по кандидатуре председателя правительства, а по остальным кандидатурам поступает по своему усмотрению. В-третьих, в П.р. правительство ответственно перед президентом и ему подотчетно. Он предопределяет программу деятельности правительства, фактически, а то и официально, руководит его работой, определяя его практические шаги, председательствует или может председательствовать на заседаниях правительства, инициирует подачу в отставку правительства в целом или отдельного его члена либо отправляет в отставку все правительство или отдельного его члена, независимо от их желания и т. п. В П. р. президент, как правило, - главное лицо всей системы исполнительной власти государства, включая как ее центральные, так и региональные звенья. Кроме того, официально, а нередко и на практике, президент предопределяет все шаги государства в области обороны, безопасности страны, являясь верховным главнокомандующим вооруженных сил, руководителем совета безопасности, совета обороны и иных аналогичных структур. В отношениях с парламентом президент обладает правом влиять на характер законотворчества внесением законопроектов, участием в их обсуждении, подписании и обнародовании законов, вето на принятый парламентом закон и др. Сместить (отрешить от должности) президента в П. р. достаточно сложно, если вообще возможно. Основанием для этого могут быть государственная измена или иное тяжкое преступление, совершенное президентом, что почти немыслимо. Порой предусматриваются такие основания отрешения от должности президента, как умышленное и грубое нарушение конституции и законов государства, нарушение присяги. Решение об отрешении принимается парламентом квалифицированным большинством голосов. В некоторых республиках в составе РФ в этих целях предусматривается проведение голосования населения.(С. А.)
- разновидность республиканской формы правления (см. Республика), характеризующаяся тем, что избираемый, как правило, всенародно президент юридически и фактически является главой государства и исполнительной власти (в отличие от парламентарной республики и полупрезидентской республики, в которых президент является только главой государства). В П.р. президенту принадлежат - по принципу жесткого разделения властей - многие важные функции и полномочия в управлении государством: он определяет на основе конституции и законов государства, а на практике нередко даже предопределяет реальные линии внутренней и внешней политики государства; самостоятельно формирует состав правительства, будучи юридически обязанным считаться с мнением парламента в крайнем случае лишь относительно кандидатуры председателя правительства, а по остальным кандидатурам - по своему усмотрению; в П.р. правительство ответственно перед президентом и ему подотчетно. В П.р. президент - главное лицо всей системы исполнительной власти государства, включая как ее центральные, так и региональные звенья. Кроме того, президент предопределяет все шаги государства в области обороны, безопасности страны, являясь верховным главнокомандующим вооруженных сил, руководителем совета безопасности, совета обороны и иных аналогичных структур. Обладает правом влиять на характер законотворчества внесением законопроектов, участием в их обсуждении, подписанием и обнародованием законов, вето на принятый парламентом закон и т.д. Сместить (отрешить от должности) президента в П.р. достаточно сложно, если вообще возможно. Классический образец П.р. представляют США. Для этой модели характерен жесткий баланс властных полномочий президента и законодательной власти, получивший название "системы сдержек и противовесов". Для абсолютного большинства латиноамериканских, африканских и азиатских П.р. характерно сосредоточение в руках президента исключительно широких властных полномочий в ущерб другим ветвям власти, в силу чего они нередко именуются в науке конституционного права «суперпрезидентскими республиками».


Президент Рф Президентская Республика Президентские Программы


Copyright © «Юридический словарь sell-express.ru», 2007-2020.