Главная      Поиск слова:


Право

Значение слова:

Право - 1) в объективном смысле система общеобязательных социальных норм (правил поведения), установленных государством и обеспечиваемых силой его принуждения (позитивное право) либо вытекающих из самой природы, человеческого разума; императив, стоящий над государством и законом (естественное право). Различают П. писаное (статутное, прецедентное) и обычное, светское и религиозное, национальное и международное. П. как система дифференцировано по отраслям права, каждая из которых имеет свой предмет регулирования и обладает специфическими чертами (напр., гражданское право, конституционное право, семенное право, трудовое право, уголовное право), подотрасли (авторское право, наследственное право и др.), межотраслевые комплексы юридических норм (банковское право, предпринимательское право). В сравнительном правоведении П. делят на правовые системы ("правовые семьи"): романо-германскую (континентальную), англо-американскую, мусульманскую, традиционную и социалистическую; 2) в субъективном смысле вид и мера возможного поведения лица, государственного органа, народа, государства или иного субъекта (юридическое право).
-1) система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государственного принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений в масштабе всего общества. П. в объективном смысле следует отличать от юридического П. (П. в субъективном смысле). П. как система дифференцировано по отраслям права, каждая из которых имеет свой предмет регулирования и обладает специфическими чертами (гражданское, конституционное, семейное, трудовое, уголовное и т.д. П.). Не менее основополагающим является деление П. на международное, создаваемое совместной полей двух и более государств (см. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО), и национальное П., целиком находящееся в компетенции одного государства. С научной точки зрения один из важнейших принципов деления П. можно назвать "географическим". В современном мире наибольшее распространение получили следующие правовые системы (т.н. "семьи П."): континентальная (или романо-германская), англосаксонская (или англо-американская), мусульманская. Большая часть ученых-специалистов по сравнительному правоведению выделяют в отдельную систему т.ж. право т.н. "социалистических государств". Российское П. относится к континентальному. П. самым неразрывным образом связано с государством. Оно принадлежит столь же сложному классу понятий, как и государство, общество, человек, нравственность и т.д. Представления о П. (как и о государстве) зависят от научных и идеологических позиций людей. Для марксистов П. - это возведенная в закон воля господствующего класса. Для верующих - промысел Божий. Для рационалистов - сравнительно удачное орудие регулирования общественных отношений и т.д. Вне всякого сомнения, П. - это универсальный регулятор общественных отношений. В этом его основная сущность и главное предназначение. Объективное П. является совокупностью обязательных к исполнению правил (норм), установленных или санкционированных государством. Государство не только устанавливает определенные нормы Я., но и обеспечивает их исполнение, наказывает за их нарушение и т.д. Формой выражения и закрепления норм П. является законодательство. Признаками П. являются: наличие норм, общая обязательность их исполнения, утверждение и гарантированность этих норм государством, многократность применения; 2) термин "право" используется и в значении "обеспеченной законом возможности что-то делать, имел" и т.д.". В этом случае мы имеем в виду П. на свободу совести, религии, на информацию, на образование, на пользование достижениями культуры и др. Это - субъективное П.; 3) императив, стоящий над государством и законом, защищающий справедливый порядок государства как формы самоорганизации общества, т.е. в неюридическом смысле: мы говорим о праве на уважение, праве на внимание и т.п.; 4) совокупность социальных регуляторов, которая может быть облечена в соответствующую законодательную форму, а может и не быть облечена в нее. Коллизия между правом и писаным законом в РФ разрешается посредством Конституции РФ. Нормы гл. 1 Конституции "Основы конституционного строя" выступают высшей формой писаного права и посредником между императивом права и писаным законом. Никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя РФ; 5) привилегия, предоставляемая компанией своим акционерам, состоящая в том, что последние могут приобрести в конкретный период по определенной цене дополнительное количество обычных акций пропорционально количеству акций, которыми они владеют. П. продаются и покупаются, являясь тем самым самостоятельным типом ценных бумаг.
В современной науке: Система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государственного принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений в масштабе всего общества. Императив, стоящий над государством и законом, защищающий справедливый порядок государства как формы самоорганизации общества.
Совокупность общеобязательных правил поведения (норм), узаконенных возможностей человека, санкционированных, регулируемых и охраняемым государством.
- совокупность (система) общеобязательных социальных норм, выражающих волю государства и охраняемых его силой. Такое представление о праве является весьма распространенным не только в отечественной, но и зарубежной юридической литературе. При анализе права как явления и понятия выделяются следующие его признаки и черты. 1. Право - прежде всего совокупность, а точнее - система норм или правил поведения. Это - не случайный набор норм, а строго выверенная, упорядоченная совокупность определенных правил поведения. Как и любая система, она складывается из однопорядковых, взаимосвязанных между собой и взаимодействующих друг с другом элементов. Таковыми являются нормы права или правила поведения. Система должна быть внутренне единой и непротиворечивой. Связи, возникающие между ее отдельными структурными элементами - нормами, - как и сами нормы, должны быть направлены на выполнение регулятивных и иных функций, на достижение единых целей. 2. Право - система норм, установленных или санкционированных государством. Существует множество различных социальных норм, но только система правовых норм исходит от государства. Все остальные создаются и развиваются различными негосударственными - общественными, партийными и иными - органами и организациями. Правовые акты могут приниматься также путем референдума. 3. Право всегда выражает государственную волю как основу права, которая, в свою очередь, согласно существующим в отечественной и зарубежной юридической науке концепциям, воплощает волю класса, правящей группы, общества, народа или нации. Мировой опыт существования и функционирования государства и права показывает, что в праве выражается прежде всего воля правящей элиты. Вместе с тем неопровержимым фактом является и то, что последняя, опасаясь социальных взрывов и утраты своего привилегированного положения, зачастую вынуждена считаться с волей и интересами подвластных. 4. Право представляет собой систему норм или правил поведения, имеющих общеобязательный характер. Общеобязательность означает непременность выполнения всеми членами общества требований, содержащихся в нормах права. Она возникает вместе с нормой права, вместе с нею развивается и изменяется. 5. Право охраняется и обеспечивается государством, а в случае нарушения требований, содержащихся в нормах права, поддерживается государственным принуждением. Государство не может безразлично относиться к актам, издаваемым или санкционируемым им: создает все условия для их реализации, охраняет от нарушений и гарантирует их. Одним из широко используемых при этом методов является государственное принуждение. Оно должно применяться только уполномоченными на то органами, действующими строго в рамках и на основе закона, а также в соответствии с предусмотренными законом процессуальными правилами.(М. М.)
- рассматриваемая в современной науке система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государственного принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений в масштабе всего общества. Такое определение П. (П. в объективном смысле) следует отличать от юридического права (П. в субъективном смысле). П. дифференцировано по отраслям, каждая из которых имеет свой предмет регулирования и обладает специфическими чертами (см., например, Гражданское право, Конституционное право, Семейное право, Трудовое право, Уголовное право). Не менее основополагающим является деление П. на международное, создаваемое совместной волей двух и более государств (см. Международное право), и национальное, целиком находящееся в компетенции одного государства. В сравнительном правоведении право делится на "правовые семьи", или правовые системы (см. Англосаксонская правовая система, Мусульманское право, Обычное право). Вместе с позитивистским пониманием П. как совокупности юридических норм оно издревле рассматривается многими учеными как императив, стоящий над государством и законом, защищающий справедливый порядок государства как формы самоорганизации общества. В этом смысле П. есть совокупность социальных регуляторов, которая может быть облечена в соответствующую законодательную форму, а может и не быть облечена в нее. Такая точка зрения на сущность П. отражена в естественно-правовой теории. Функции П. указывают на место и роль П. в жизни общества и государства. Их реальное содержание и социальное назначение во многом определяются характером государства. Между государством и П., независимо от того, как трактуется последнее - в позитивистском или естественно-правовом смысле, существует неразрывная связь. Но в то же время они относительно самостоятельны. Если государство издает нормативно-правовые акты, обеспечивает их соблюдение, в том числе принудительно, то П. в свою очередь активно воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц в организациях правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливается их структура, субординация, порядок деятельности и взаимоотношений. По отношению к государству и обществу П., таким образом, выступает, прежде всего, как регулятор общественных отношений. Оно регулирует сложившиеся в обществе экономические, политические и иные отношения, закрепляет существующий государственный и общественный строй. В этом заключается одна из функций права и его назначение. Устанавливая конкретные права и обязанности сторон (граждан, должностных лиц, организаций), право вносит определенный порядок в жизнедеятельность общества и государства. Именно поэтому каждое государство стремится не только к изданию отвечающих его интересам законов и других правовых актов (постановлений, декретов, распоряжений и т.п.), но и к их полному осуществлению. Не случайно еще в таких фундаментальных юридических актах, как кодекс Наполеона, особо указывалось на то, что "законы являются подлежащими исполнению на всей французской территории": "нельзя нарушить частными соглашениями законы, затрагивающие общественный порядок и добрые нравы". П. выполняет также воспитательную роль. Она проявляется в том, что закон опирается не только на государственное принуждение, но и на убеждение. Еще Цицерон говорил, что "закону свойственно также и стремление кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами". По его мнению, каждому закону должно сопутствовать введение (преамбула), цель которого - укрепить "божественный авторитет закона". Воспитательная роль П. проявляется и в том, что оно призвано развивать в людях чувство справедливости, правды, добра, гуманности. Закон есть "царь всех божественных и человеческих дел" - с пафосом провозглашали римские юристы. Нужно только, чтобы он стоял "во главе добрых и злых", служил "мерилом справедливого и несправедливого". Помимо регулятивной и воспитательной функций П. исполняет также определенную эвристическую и прогностическую роль. Закрепляя сложившуюся систему общественных отношений, право тем самым создает необходимые предпосылки для их более глубокого познания, развития и совершенствования. П. прошло длительный путь. Исторически первым регулятором поведения людей были обычаи, применение которых не требовало государственного принуждения. С образованием государства его органы берут на себя роль такого принуждения, что приводит к отделению норм П. от других социальных норм. Государство и право возникают одновременно и образуют единый, неразрывный феномен. Представители различных научных школ по-разному определяют главную причину появления государства и П.: марксисты видят ее в разделении общества на классы, теологические школы усматривают в качестве причины появления и главного источника П. божественную волю, сторонники теории насилия все сводят к насилию одних групп людей над другими и т.д. В современной отечественной науке преобладает точка зрения, согласно которой появление права было обусловлено взаимодействием ряда причин: это и объективная необходимость в появлении адекватного регулятора усложнившейся хозяйственной жизни общества (особенно в районах ирригации), и подчинение одних социальных групп другими. Таким образом, П. изначально выражало интересы как общества в целом, так и частные интересы его господствующих (экономически или военно-политически) слоев. Исторически первой формой П. явилось обычное П., которое первоначально передавалась только устно. Но уже в глубокой древности появляется писаное П. (Хаммурапи законы в Вавилонии, XVIII в. до н.э.: Хеттские законы, XIV в. до н.э.: Дракона законы в Афинах, VII в. до н.э.: двенадцати таблиц законы в Древнем Риме, V в. до н.э., и др.). В древнейшем писаном П. наряду с обычным П. важное место занимали записи решений судов. В историческом генезисе П. большую роль играла религия, поэтому, как правило, древнейшее П. имело религиозную окраску, священные писания нередко являлись и записью правовых норм. П. древних государств закрепляло институт рабства, оформляло возникавшее неравенство между свободными, наличие наряду с полноправными неполноправных свободных (периэки в Спарте, плебеи в Риме), ограничивало в правах пришлое население и иностранцев. Наиболее развитой системой П.древности было римское право. Оно оказало огромное влияние на феодальное право и современное П., тем, что выработало универсальную систему норм, регулирующих гражданские имущественные отношения, основанные на частной собственности. Примерно с V в. в Европе начинает формироваться феодальное П. Этот процесс происходил у разных народов континента неодинаково. В некоторых странах П. раннефеодального общества складывалось в ходе разложения первобытнообщинного строя, не испытывая значительного влияния римского П. (англосаксонские правды, Русская Правда и др.). В тех частях Римской, империи, где феодализм складывался в результате синтеза разлагавшихся рабовладельческих и первобытно-общинных отношений, существовал дуализм правовых систем. Так, для галло-римского населения действовало с определенными модификациями римское П., а для завоевателей - обычное П., которое было зафиксировано в варварских правдах. В ряде случаев образование феодального П. происходило путем трансформации римского П. По такому пути пошла, например, Византия, где Свод Юстиниана VI в. был попыткой приспособить классическое римское П. к новым общественным потребностям. Для феодального П. было характерно открытое закрепление юридического неравенства, различия прав сословий, оно выступало обычно как П.-привилегия. С развитием товарно-денежных отношений в Западной Европе возникло особое городское право, отражавшее специфическое положение города в средние века (см. Магдебургское право). С XI в. происходит рецепция римского права с его детальной регламентацией отношений товарного оборота. Параллельно складывается система канонического права, регулировавшего внутреннюю организацию церкви, брачно-семейные и ряд иных отношений. С ликвидацией феодальной раздробленности и образованием сословных, а затем абсолютных монархий усиливается роль централизованной власти в формировании П. В процессе развития П. в каждом государстве складывалась собственная система П., отразившая его исторические и национальные особенности и традиции. По типу правовые системы, сложившиеся в XVII-XIX вв. и сохранившиеся в целом в современных государствах, делят на романо-германскую (см. Континентальная правовая система), основой для которой служило римское П., и англосаксонскую правовую систему, характерную для Великобритании и частично воспринятую в США и ряде других стран, прежде всего в бывших английских колониях. На территории Ближнего и Среднего Востока, а также Северной Африки уже к VIII в. сформировалась собственная правовая система - мусульманское право, основой которого является исламская религия. Своя религиозно-правовая система (индусское право) сложилась в I тысячелетии и в Индии. В Китае на протяжении всего средневековья правители стремились реализовать концепцию "общества без права". Число собственно юридических норм здесь было крайне мало и ограничивалось главным образом уголовными запретами. Практически все общественные отношения должны были регулироваться нормами конфуцианской этики, что на практике нередко означало ничем не ограниченный произвол властей. Буржуазно-демократические революции XVIII-XIX вв. провозглашают новые принципы П. - свободу, равенство, права личности, народный суверенитет. Для ранней стадии развития современного П. ("буржуазное П.") был характерен разрыв между высокими принципами и реальной законодательной и правоприменительной практикой. Вся история буржуазного П. представляет собой нескончаемую борьбу за осуществление на деле демократических принципов, провозглашенных Великой французской революцией. Развитие товарных капиталистических отношений повлекло за собой быстрое развитие системы частного права, т.е. отраслей П. (гражданское, торговое и др.), определяющих положение и отношения участников коммерческого оборота, а также процессуального П., регулирующего порядок разрешения многочисленных конфликтов, возникающих в этой сфере. Возрастает роль П. в процессе политической власти и управления (конституционное и административное П.). Со второй половины XIX в. рабочее движение дает толчок к возникновению новых отраслей законодательства, неизвестных ранее, - трудового права, права социального обеспечения. Происходит быстрая демократизация государственного (конституционного) права путем распространения избирательных прав на средние, а затем и малоимущие слои населения. Впервые в истории П. становится действительно общесоциальным. Этот процесс, однако, был заторможен и даже в ряде стран отброшен назад полосой острейших социально-политических кризисов в Европе и некоторых других районах, разразившихся в начале XX в. Расширенными демократическими правами и свободами воспользовались леворадикальные, коммунистические движения, попытавшиеся захватить власть в ряде стран. Установление большевистской диктатуры в России в 1917г. показало, что политикой коммунистов является уничтожения всех демократических правовых институтов и принципов, выработанных человечеством за столетия. На место современного П. коммунисты поставили сконструированное ими социалистические право. Демагогически провозглашая многочисленные социально-экономические права "трудящихся" и "народовластие", это П. на деле стало ширмой для беззакония и произвола всесильного тоталитарного государства (особенно до начала 50-х гг.). Тем не менее, социалистическое П. оказало весьма значительное влияние на развитие П. в XX в. Само социалистическое П. претерпело сложную эволюцию, в ряде аспектов сблизившись с П. развитых демократических стран. В тех странах, где к власти пришли фашистские движения (Италия - в 1922г., Португалия - в 1926 г., Германия - в 1933 г., Испания - в 1936 г.), возникли своеобразные правовые системы, во многих отношениях перекликавшиеся с "социалистическими". Отрицая традиционные либерально-демократические принципы организации государственной власти, третируя политические и личные права и свободы, П. фашистских государств восприняло многие положения социалистического законодательства. В то же время, если не считать ряда репрессивных норм, уголовное П. этих стран было вполне приемлемым с точки зрения демократического П. (например, Уголовный кодекс Италии 1930 г. действует с изменениями и поныне). Гражданское законодательство отличалось от классических образцов только более широким вмешательством государства в экономическую жизнь. Неслучайно поэтому большинство итальянских кодексов Муссолини пережило его режим на десятилетия (с минимальными изменениями). Поражение фашизма во второй мировой войне, усиление национально-освободительных движений, общемировой экономический и социальный прогресс дали мощный толчок дальнейшему развитию П. 1945 г. можно считать тем рубежом с которого международное П. Превратилось в силу. сопоставимую с национальным П. Последовавшее после 1945 г. динамичное, опережающее развитие международного П.. выражающего волю всего прогрессивного человечества. стало оказывать позитивное ускоряющее воздействие на развитие национальных правовых систем, часто помогая сглаживать цивилизационные и культурно-исторические различия. Исключительно важное значение для формулирования общемировых принципов П. имело принятие Устава ООН, Всеобщей декларации, прав человека (1948). В рамках национальных правовых систем в последние десятилетия получили развитие социально-экономические права личности. Наряду с традиционными возникли новые отрасли: экологическое, информационное, медицинское, космическое и другие отрасли П.


Правление (дирекция) Право Право Авторства


Copyright © «Юридический словарь sell-express.ru», 2007-2020.