Главная      Поиск слова:


Основы Законодательства

Значение слова:

Основы Законодательства - в РФ до 1993 г. законодательный акт, устанавливавший основные принципы правового регулирования в определенной сфере общественных отношений (напр., Основы законодательства о культуре 1992, Основы лесного законодательства 1993). Конституция РФ не предусматривает понятия О. з. По тем вопросам, по которым Российская Федерация в соответствии с Конституцией РФ может устанавливать только общие начала или общие принципы, принимаются обычные федеральные законы (напр., ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 1995 г.).
- в РФ до 1993 г. - законодательный акт, устанавливавший основные принципы правового регулирования в определенной сфере общественных отношений (например. Основы законодательства о культуре 1992). Конституция РФ 1993 г не предусматривает понятия О.з. По тем вопросам, по которым Российская Федерация в соответствии с Конституцией может устанавливать только общие начала или общие принципы, принимаются федеральные законы.
- вид нормативного акта (по юридической силе - закона), характерный для федеративного государства и издаваемый на федеральном уровне. Задача О. з. - осуществление первичного регулирования общественных отношений, установление норм, являющихся исходными для их развития. Вслед за федеральными О. з. появляются кодексы, законы субъектов федерации, более детально регулирующие соответствующие общественные отношения с учетом положений, зафиксированных в О. з. О. з. широко применялись в СССР и назывались "Основы законодательства Союза ССР и союзных республик", за их принятием следовали кодексы или законы союзных республик. На практике эти О. з. не были актами прямого действия; непосредственно судами и другими государственным органами применялись кодексы, законы союзных республик, что, впрочем, не имело принципиального значения в СССР в условиях высокой централизации: кодексы, законы союзных республик обязательно согласовывались в партийных и государственных органах союзного уровня. Вопрос об О. з. встал и для России, особенно после провозглашения в 1992 г. ее субъектами не только республик в составе РФ, но и краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Издание федеральных О. з. было предусмотрено в Конституции РФ. Однако вопрос о том, что это лишь основы законодательства, т. е. не акты прямого действия, а база для нормативных актов субъектов, вызвал неоднозначный подход. В условиях СССР, как сказано выше, легче было обеспечивать единство правового регулирования. В условиях децентрализации в РФ использование категории О. з. могло бы привести к ослаблению государственного единства и сепаратизму в регулировании сходных общественных отношений. Поэтому возобладала оценка О. з. как актов, в одной части прямо регулирующих общественные отношения и непосредственно действующих, применяемых субъектами права, в другой - являющихся О. з. для субъектов РФ. Итак, Конституция РФ не оперирует понятием "основы законодательства". На практике акты с таким названием в Российской Федерации имеются, но они выполняют именно те задачи, о которых было сказано выше, т. е. и непосредственно регулируют некоторые общественные отношения, и создают базу для нормо-творчества субъектов РФ. (С. А.)
- в РФ до 1993 г. законодательный акт, устанавливавший основные принципы правового регулирования в определенной сфере общественных отношений (например, Основы законодательства о культуре 1992 г., Основы лесного законодательства 1993 г.). Данная форма была заимствована у СССР, который принимал О.з. по тем вопросам, по которым союзные республики принимали собственные кодексы (например, Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик 1958 г., Основы гражданского судопроизводства 1961 г., Основы жилищного законодательства 1981 г., Основы гражданского законодательства СССР и республик 1991 г.), для установления единства в правовом регулировании соответствующих общественных отношений. Некоторые из них и по сей день сохраняют юридическую силу на территории РФ в части, не противоречащей законам РФ. В РФ в 1992 и 1993 гг. было принято 8 О.з. Конституция РФ не предусматривает издания федеральных законодательных актов в форме О.з. Теперь по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов принимаются обычные ФЗ, "рамочный" характер которых отражается в самом их названии; об основах туристской деятельности в РФ, об основах социального обслуживания населения в РФ и т.д.


Основные Государственные Законы Российской Империи Основы Законодательства Основы Конституционного Строя


Copyright © «Юридический словарь sell-express.ru», 2007-2020.