Главная      Поиск слова:


Конституционализм

Значение слова:

Конституционализм - 1) правление, реально ограниченное конституцией; политическая система, опирающаяся на конституцию и конституционные методы правления; 2) политико-правовая теория обосновывающая необходимость установления конституционного строя.
- 1) правление, ограниченное конституцией, или общественно-политическая система, опирающаяся на конституционные методы правления; 2) конституционная доктрина, в основу которой положена идея К. В широком смысле слова К. есть конституционный идеал, к которому должно стремиться общество в своем прогрессивном развитии. При этом указанные значения данного понятия совместимы. Основу К. как системы правления составляют идеалы демократии: идея господства права в общественной жизни; утверждение идеалов социальной демократии, признание прав и свобод человека высшей ценностью, уважение достоинства личности институтами власти; прямое участие народа в осуществление власти, всех институтов власти и их подчиненность интересам народа; эффективная государственная защита прав личности, включая действенную правовую защиту; престиж институтов государственной власти и их высокая оценка общественным мнением; социальная ценность институтов права, в особенности в сфере обеспечения гражданских прав и свобод, и др. Однако реальная конституционная система правления требует воплощения таких идеалов в реальную практику. Поэтому составными частями К. как системы правления являются: а) демократические институты власти; б) соответствующий конституционный (государственный) режим (основой которого является демократическая конституция страны); в) конституционная система защиты ценностей демократии, прав и свобод человека и гражданина, всего конституционного строя. (В.Ч.)
- 1) форма правления, политическая система, опирающаяся на конституцию, конституционные методы правления; 2) политико-правовая теория, обосновывающая необходимость установления конституционного строя; учение о конституции как основном инструменте политической власти. В широком смысле К. включает следующие темы: согласие народа, ограниченное правительство, открытое общество, неприкосновенность личности, правовые нормы, преемственность, проведение в жизнь конституции, общественный контроль над правительством, разделение властей, федерализм, судебный надзор. Для истинного К. весьма существенным является гражданское образование населения. К. в России начался с провозглашения манифеста 17 октября 1905 г. Населению обещались "незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности". Народ получил право принять действенное участие в управлении государством через Государственную Думу (представительную и законодательную власть). Манифест 17 октября явился частью Основных государственных законов, которые были приняты вскоре и стали играть роль неписаной конституции наподобие статуарного (государственного) права Великобритании.
- сложная общественно-политическая и государственно-правовая категория, основу которой составляют идеалы конституционной демократии (т. е. демократии, базирующейся на наличии конституции как особом документе государства и общества), наличие определенных институтов власти, соответствующего конституции политического режима и система защиты ценностей демократии, прав и свобод человека и гражданина, конституционного строя в целом. К. - это идеал, к которому должно стремиться общество, идущее по пути социального прогресса. Основными компонентами являются: 1) конституционные идеи, в частности, глубокое почитание связанности государства и общества правом, законом; приоритет человеческой личности, уважение ее достоинства; участие непосредственно народа в осуществлении функций власти, не просто наличие определенных государственных органов, а демократический порядок их формирования, подчиненность деятельности этих органов интересам народа; наличие процессуальных механизмов защиты прав и свобод граждан, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, создания и участия в государственно-политических делах общественных объединений; общественное сознание, построенное на убеждении в необходимости и пользе институтов власти и государственных законов, их оформляющих, возможности достижения социальной справедливости и защиты обоснованных интересов посредством своих действий и шагов властей, основанных на нормах права; 2) наличие нормативно-правового фундамента, что проявляется, прежде всего, в создании и принятии официальной конституции, закрепляющей набор конституционно-правовых институтов. Последние в совокупности создают демократический К., когда в них отражаются: демократическое общество и государство; свобода личности, демократические права и свободы граждан; инструменты власти, сочетающие прямое народовластие и органы, формируемые демократическим путем, испытывающие на себе влияние народа, имеющие необходимые полномочия и средства воздействия друг на друга; избирательная система, основанная на всеобщности, свободе и состязательности выборов; политический плюрализм и многопартийность; 3) наличие определенного фактического политического режима, адекватного конституции. Налицо может быть реакционная конституция и соответствующий ей политический режим. Ни о каком К. в данном случае говорить нельзя. Надо предполагать демократическую конституцию и вытекающий из нее политический режим. Не может быть К., когда конституция звучит демократически, а режим ей не соответствует (как это было, например, при принятии Конституции СССР 1936 г.). Таким образом, частью К. является соответствие конституции фактическим общественным отношениям; 4) система защиты конституционного строя и конституции. К. требует верховенства конституции. Нельзя подменять ее положения законом, указом президента, актом правительства.
- теория и практика организации государственной и общественной жизни в соответствии с конституцией. В каждой стране эти теория и практика имеют определенные отличия, поэтому наряду с К. вообще можно говорить об американском, российском, польском, индийском К. и т.д. В точном смысле К. понимается только как политико-правовая теория и практика конституционного устройства, основанного на западных либерально-демократических ценностях, что подчеркивается обычно использованием выражения "западный К.". Главным принципом (признаком) К. является не просто наличие конституции, а реальная связанность ее нормами всех органов государственной власти. При этом К. является более широким понятием, чем конституционность (конституционная законность), предполагающая формальное соответствие нормативных актов и действии властей нормам конституции. Нередко авторитарные конституции устанавливают практически неограниченные полномочия главы государства, и в этом случае любые действия последнего будут соответствовать конституционной норме. В содержание К., помимо формального соблюдения К., входит еще ряд начал, обеспечивающих реальное ограничение могущества государственной власти: разделение властей - система "сдержек и противовесов", демократический политический режим, многопартийность, идеологический плюрализм, естественные и неотъемлемые права личности. Такое понимание К. сложилось в эпоху буржуазных революций XVIII- XIX вв., когда стояла задача ограничить конституционными рамками прежде абсолютную власть монарха либо заменить ее иным, подконтрольным "народу" институтом. Лучше всего и наиболее лаконично идея К. была сформулирована во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 года: "Общество, где не обеспечена гарантия прав и нет разделения властей, не имеет конституции". В дальнейшем содержание К. расширялось по мере общего расширения предмета конституционного регулирования и совершенствования демократических институтов. Современный К. предполагает безусловное признание и реализацию на практике широкого перечня прав и свобод человека, приоритет прав личности перед государственными интересами, равноправие граждан. Другим существенным элементом современного К. является наличие особых процессуальных и институциональных механизмов защиты конституции и обеспечения ее верховенства над иными актами, реализации конституционных норм. Этим целям служит, прежде всего, институт конституционного контроля. В XX в. западный К. подвергся серьезным испытаниям во многих странах мира и в настоящее время остается далеко не общепризнанным. Почти все ценности К. были отвергнуты в тоталитарных государствах как социалистического, так и фашистского типа. Советская правовая наука противопоставила западному К.собственную конституционную теорию, воспринятую в других социалистических странах и некоторых странах социалистической ориентации. После крушения колониальных империй в 40- 70-е гг. большинство новых независимых государств довольно быстро отказались от конституционных моделей бывших метрополий ввиду отсутствия экономических, социальных, культурных предпосылок для их успешного функционирования. Вместо западных моделей конституционного устройства здесь утвердились однопартийные или военные диктатуры. К середине 70-х гг. столь явное неприятие на большей части земного шара методов правления, принятых в развитых западных странах, заставило говорить даже о "кризисе западного К.". Процесс возврата к западно-либеральным демократическим ценностям наметился только в конце 80-х - начале 90-х гг. В эти же годы свою приверженность принципам западного К. провозгласили большинство бывших социалистических стран (страны Восточной Европы, бывшие союзные республики СССР, Монголия), что нашло формальное отражение в их новых конституциях. Однако на практике последовательно провести принципы западного К. смогли лишь отдельные из этих стран. В других (особенно тех, где имеют место серьезные национальные и гражданские конфликты) К. остается скорее "голой" нормой, чем реальностью. Совершенно неприемлемыми идеи К. остаются для социалистических Китая, Северной Кореи, Вьетнама, Кубы, абсолютных монархий Азии, Ирана и некоторых других стран.


Конституционализация Конституционализм Конституциональной Предрасположенности Теория


Copyright © «Юридический словарь sell-express.ru», 2007-2020.