Главная      Поиск слова:


Двухпалатная Система (бикамерализм)

Значение слова:

Двухпалатная Система (бикамерализм) - структура общенациональных парламентов, при которой они состоят из двух палат, как правило, формируемых по-разному и обладающих разной компетенцией. Нижняя палата всегда избирается непосредственно населением. Верхняя формируется различными способами - путем непрямых выборов (Франция, Австрия, ФРГ) или в порядке прямых выборов (США, Италия, Япония). В некоторых странах верхняя палата формируется по наследственному признаку (Великобритания) либо члены их назначаются главой государства (Канада). Иногда применяется смешанный порядок. К кандидатам в депутаты верхних палат предъявляются, как правило, более строгие требования (более высокий возрастной ценз и др.). В большинстве современных парламентов права верхних палат ограничены по сравнению с правами нижних (напр., во многих странах финансовые законопроекты могут быть внесены только в нижние палаты, а верхние не могут влиять на их принятие).
- такая структура общенациональных представительных учреждений - парламентов, при которой парламент состоит из двух палат, как правило, формируемых по-разному и обладающих разной компетенцией. Традиционно нижняя палата считалась более демократической, поэтому ей противопоставлялась верхняя палата, которая должна была представлять интересы аристократии и играть роль тормоза по отношению к нижней палате. Нижняя палата парламента всегда избирается непосредственно населением. Верхняя палата формируется различными способами - путем непрямых выборов (Франция, Австрия, ФРГ) или в порядке прямых выборов (США, Италия, Австралия, Япония). В некоторых странах верхняя палата формируется по наследственному признаку (Великобритания), либо ее члены назначаются главой государства (Канада). В ряде случаев верхние палаты формируются смешанным путем: часть их членов избирается, часть назначается, а остальные занимают место по наследственному принципу (Непал). В некоторых странах (США, Аргентина, Франция и др.) для верхней палаты, в отличие от нижней, не установлен срок полномочий, их состав обновляется по частям, что дает верхней палате существенные организационные преимущества, создает видимость непрерывности законодательной власти. Частично обновляемые верхние палаты не подлежат роспуску. К кандидатам в депутаты верхних палат предъявляются, как правило, более строгие требования (более высокий возрастной ценз и др.). В большинстве современных парламентов права верхних палат ограничены по сравнению с правами нижних палат (например, во многих государствах финансовые законопроекты могут быть внесены только в нижние палаты, а верхние палаты не могут оказывать к.-л. влияния на их принятие). В парламентах, где палаты неравноправны, устанавливаются определенные процедуры преодоления возражений верхних палат в отношении нефинансовых законопроектов, одобренных нижними палатами. Д.с. существует в настоящее время как в федеративных, так и унитарных государствах.
- система организации законодательной власти, при которой законодательное собрание (парламент) образуется из двух коллегиальных органов - палат (обычно верхней и нижней, реже - равноправных). Исторически первым образцом Д.с. была организация английского парламента. Первоначально (с момента учреждения парламента в XIII в.) все представители высшей аристократии, среднего и мелкопоместного дворянства и представители городской ремесленной и торговой буржуазии заседали вместе. В XIV в., когда различия в сословном положении начинают обостряться, совет разделяется на две палаты: верхнюю - аристократическую (палату лордов) и нижнюю (палату общин) - более демократическую, состоящую из представителей мелкого поземельного владения и городской буржуазии. Состав верхней палаты был строго аристократическим: в нее входили - по праву наследования - старшие сыновья умерших лордов и - по должности - высшие духовные лица (архиепископы и епископы). Ш.Л. Монтескье в известном сочинении «О духе законов»(1747)следующим образом аргументирует необходимость существования двух палат: «Во всяком государстве всегда есть люди, отличающиеся преимуществами рождения, богатства или почестей; и если бы они были смешаны с народом, если бы у них, как и у прочих, было по одному только голосу, то общая свобода стала бы для них рабством и они не имели бы никакого интереса защищать ее, так как большая часть решений была бы направлена против них. Поэтому доля их участия в законодательстве должна быть поставлена в соответствие с прочими преимуществами, которые они находят для себя в государстве, и это может быть достигнуто в том случае, если из них будет образовано особое собрание, которое имело бы право отменять решения народа, как народ имеет право отменять его решения» - и дальше: «Законодательное собрание благородных должно быть наследственным». Верхняя палата характеризовалась Монтескье как сдерживающее начало для нижней палаты и исполнительной власти. В период буржуазных революций в Англии (XVII в.) и во Франции (XVIII в.) верхние палаты были упразднены как выражающие интересы контрреволюционной феодальной аристократии, однако вскоре восстановлены (например, палата лордов была восстановлена указом Кромвеля уже в 1657 г.). Причиной восстановления Д.с. стало обострение противоречий между недавними союзниками по антифеодальной борьбе - крупной и мелкой буржуазией. В период расширения избирательного права и распространения его на малоимущие слои населения наличие Д.с. помогало нейтрализовывать в парламенте влияние социалистических и других радикальных фракций. Поэтому социалисты, а затем и коммунисты активно добивались введения однопалатной системы. В унитарных восточноевропейских государствах после прихода к власти коммунистов Д.с. (там, где она существовала) была заменена на однопалатную. С конца XVIII в. Д.с. приобретает и другой смысл: верхняя палата в федеральном парламенте стала органом, отражающим в большей мере интересы субъектов федерации, в противовес нижней палате, более выражающей общенациональные интересы. Значение верхней палаты как органа регионального представительства (включая не только федеративные, но и децентрализованные унитарные государства) подкрепляется характерным принципом ее комплектования, существующим во многих государствах. Этот принцип заключается в том, что субъекты федерации (части унитарного государства) представлены в верхней палате равным числом голосов, хотя число избирателей в них может различаться в десятки раз. Такой порядок закрепился, например, в США, где субъекты федерации представлены в верхней палате каждый двумя членами. Еще более ярким выражением, идеи регионального представительства является принцип непосредственного делегирования органами власти субъектов федерации своих представителей в верхнюю палату, применяемый, например, в УФ к Германии. Помимо обширных и многонациональных государств, где использование Д.с. вполне естественно, ее продолжают сохранять или вводят небольшие национально однородные государства. Так, в 1989 г. Д.с. восстановлена в Польше, в 1990т. - в Румынии, в 1995 г. введена в Казахстане, в 1996 г. - в Кыргызстане и Беларуси. В соответствии с общепринятой в мире практикой нижняя палата парламента всегда избирается непосредственно населением. Верхняя палата формируется различными способами – путем непрямых выборов (Франция, Австрия, Германия) или в порядке прямых выборов (США, Италия, Австралия, Япония). В некоторых странах верхняя палата формируется частично по наследственному признаку (Великобритания) либо члены ее назначаются главой государства (Канада). В ряде случаев верхние палаты формируются смешанным путем: часть их членов избирается, часть назначается, остальные занимают место по наследственному принципу (Непал). В некоторых странах для верхней палаты в отличие от нижней не установлен срок полномочий, их состав обновляется по частям (в РФ, США, Аргентине, Франции и др.), что дает верхней палате существенные организационные преимущества, обеспечивает непрерывность законодательной власти. Частично обновляемые верхние палаты не подлежат роспуску. К кандидатам в депутаты этих палат предъявляются, как правило, более строгие требования (более высокий возрастной ценз и др.). В большинстве современных парламентов права верхних палат ограничены по сравнению с правами нижних (например, во многих странах финансовые законопроекты могут быть внесены только в нижние палаты, а верхние палаты не могут оказывать какого-либо влияния на их принятие). В парламентах, где палаты неравноправны, устанавливаются определенные процедуры преодоления возражений верхних палат относительно нефинансовых законопроектов, одобренных нижними палатами.


Двухвалютная Облигация Двухпалатная Система (бикамерализм) Де-факто Признание


Copyright © «Юридический словарь sell-express.ru», 2007-2020.