Главная      Поиск слова:


Рабство

Значение слова:

Рабство - согласно Конвенции о рабстве, подписанной в Женеве 25 сентября 1926 г., "положение или состояние лица, в отношении которого осуществляются некоторые или все полномочия, присущие праву собственности". Р. является одной из древнейших форм эксплуатации человека, широко распространенной вплоть до конца XIX в. (отменено в США в 1863 г., в Испании - в 1886 г., в Эфиопии - в 1930 г., в Саудовской Аравии - в 1950 г.). Признано явлением, ликвидация которого требует многостороннего межгосударственного сотрудничества. В 1956 г. Женевская конференция представителей 43 государств одобрила Дополнительную конвенцию об упразднении Р., работорговли и институтов и обычаев, сходных с Р. В настоящее время запрещено законодательством всех стран мира, однако на планете до сих пор содержатся в незаконном Р. или близком к нему состоянии несколько миллионов человек.
- в соответствии с Конвенцией о рабстве, подписанной в Женеве 25 сентября 1926 г. - "положение или состояние лица, в отношении которого осуществляются некоторые или все полномочия, присущие праву собственности". Р. признано явлением, ликвидация которого требует многостороннего межгосударственного сотрудничества. В конвенцию были внесены изменения протоколом, одобренным Генеральной Ассамблеей ООН в ее рез. 794 (VD) от 23 октября 1953 г. (вступил в силу 7 декабря 1953 г.). 30 апреля 1956 г. была заключена Дополнительная конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством (вступила в силу 30 апреля 1957 г.).
Статус или условия жизни человека, который не свободен в выборе своих работодателей, с которым обращаются как с вещью или собственностью, и который может быть продан на рынке. Рабство охватывает некоторые институты и практику, такие как долговое обязательство, крепостное право, эксплуатация женщин и детей. Несмотря на почти двухсотлетнюю борьбу против рабства, оно продолжает существовать. По оценкам Организации Объединенных Наций, около 12 миллионов людей все еще живут в условиях рабства в Латинской Америке, Африке и Южной Азии.
Рабство есть состояние или положение человека, над которым осуществляются атрибуты права собственности или некоторые из них (ст. 1 Конвенции относительно рабства, 1926 г., Протокол с поправками к Конвенции относительно рабства, 1953 г.) Таким образом, основным элементом рабства является осуществление владения или контроля над чьей-то жизнью, принуждение и ограничение передвижения, а также отсутствие возможности уйти или поменять работодателя (напр., традиционный рабский труд, подневольный труд, крепостное состояние, принудительный труд и рабство для обрядовых или религиозных целей). см. также подневольный труд, детский труд, худшие формы детского труда
- один из древнейших правовых институтов, представляющий собой право собственности (частного лица, общины, государства) на человека как на вещь. Обычными атрибутами Р. были торговля рабами и внеэкономическое принуждение к труду. Часто господство над личностью раба включало в себя право рабовладельца произвольно применять к нему любое наказание вплоть до смертной казни. Зародившись на стадии разложения первобытнообщинного строя, Р. достигло в некоторых обществах (Древняя Греция, Древний Рим) такого развития, что позволило некоторым ученым говорить о существовании особой экономической формации - рабовладельческого строя. Источник Р. составляли: иноплеменники, захваченные в плен во время войн или предпринимаемых с этой целью операций (набеги, пиратство и т.п.); соплеменники, обращенные в Р. за неуплату долгов, за преступления и т.д.; естественный прирост рабов; работорговля. Начальной формой Р. было патриархальное Р., связанное с натуральным видом хозяйства и характеризовавшееся тем, что рабы входили во владевшую ими семью, жили обычно под одной крышей с хозяином, но выполняли более тяжелую работу. Патриархальное Р. существовало в той или иной степени у всех народов мира при переходе их к классовому обществу. В Древней Греции и в Древнем Риме Р. носило массовый характер, а рабский труд стал основой хозяйства. Здесь бесправное положение раба приобрело абсолютный характер, раб признавался не личностью, а "говорящим орудием". Экономическая неэффективность рабского труда в конце концов (к IV в.) заставила римлян внести коррективы в положение рабов - им стал предоставляться пекулий, т.е. определенное имущество (земельный участок, мастерская, лавка и т.п.), часть дохода от которого они должны были отдавать хозяину. В период раннего средневековья в возникших на территории Римской империи "варварских" государствах (особенно в государстве остготов в Италии и вестготов в Испании) Р. играло все еще заметную, но уже не ведущую роль в хозяйстве. Значительная часть рабов "сидела на земле", платя господину оброк, и постепенно сливалась с обедневшим слоем крестьян-общинников в группу феодально-зависимого крестьянства. К X1I1 в. в большинстве стран Западной Европы Р. фактически исчезает, однако в городах Средиземноморья (особенно в Венеции и Генуе) широкая торговля рабами (перепродажа их из Турции в Северную Африку) продолжалась до XVI в. В Византии процесс изживания Р. завершился только в конце XI-XII вв. путем слияния рабов с зависимым крестьянством. У германцев и славян Р. было распространено преимущественно в патриархальной форме; на Руси существовало еще в IX-XII вв. в виде холопства. В крупнейших странах Востока - Китае, Индии и др. - Р. в его патриархальной форме сохранилось вплоть до развития там капиталистических отношений, а иногда существовало и наряду с ними. Основным его источником в средние века здесь было долговое Р. Кроме того, в Китае в рабов превращали государственных преступников и членов их семей. Довольно широкий размах приобрело Р. и в мусульманских странах Ближнего и Среднего Востока. Поскольку исламская религия запрещала обращать в Р. мусульман, то основным источником поступления рабов были захват "неверных" во время многочисленных войн и покупка на рынках стран Европы, Азии и Африки. Новый этап широкого распространения (с XVI в.) Р. в странах Азии. Африки и Америки связан с колониальным плантационным хозяйством. В качестве рабов выступали почти исключительно чернокожие африканцы, захваченные специальными экспедициями работорговцев. Наибольшего размаха Р. достигло в XVII-XIX вв. Отмена колониального Р. была связана как с падением его экономической эффективности, так и с общественным движением в странах-метрополиях против этого позорного явления. Великая французская революция провозгласила отмену Р. в 1793 г. Однако во французских колониях этот акт был проведен в жизнь по существу лишь в 1848 г. Великобритания юридически отменила Р. в 1807 г., но фактически вплоть до 1833 г. Р. в английских колониях сохранялось. В 50-х гг. XIX в. объявила об отмене Р. Португалия, а в 60-х гг. - большинство государств Американского континента. В США Р. было отменено в 1863 г. в результате Гражданской войны 1861- 1865 гг. между Северными и Южными (рабовладельческими) штатами. У арабов Центральной и Южной Аравии и в некоторых странах Африки (Эфиопии, Нигерии и др.) Р. сохранялось и в XX в. Так, в Эфиопии оно было официально отменено только в 1930 г. В настоящее время Р. в его классическом, узаконенном виде практически не встречается в мире, однако это не означает исчезновения проблемы содержания людей в рабском состоянии вообще. По данным ЭКОСОС ООН 1982 г., проблема Р. до настоящего времени не решена. В Саудовской Аравии, например, численность рабов составляет около 250 тыс., из них 60% - иностранцы, проданные в Р. Поэтому борьба с Р. сохраняет актуальность. Современное международное право признает Р. преступлением международного характера, посягающим на личные права человека. Первые международные соглашения касались борьбы с торговлей рабами. Среди них Венский конгресс 1815 г., Ахенский конгресс 1818г. В 1885 г. 16 государств на Берлинской конференции подписали Генеральный акт о Конго, который подтвердил международно-правовой запрет Р. Комплекс конкретных мер по искоренению Р. предусматривался Генеральным актом, подписанным в 1890г. на Брюссельской конференции. Государства взяли на себя обязательства принять законы об уголовной ответственности за Р., учредить специальные органы по борьбе с ним, установить надзор в портах и т.п. Первые универсальные международные соглашения об искоренении Р. появились только в XX в. Среди них подписанная 38 государствами в 1926 г. Конвенция о рабстве, участником которой являлся и СССР. Здесь дается определение Р. как "состояния или положения человека, над которым осуществляются атрибуты права собственности или некоторые из них". И далее: "Торговля невольниками включает всякий акт захвата, приобретения или уступки человека в целях продажи его в рабство: всякий акт уступки путем продажи или обмена невольника, приобретенного в целях продажи или обмена, равно как и вообще всякий акт торговли или перевозки невольника". Конвенция впервые обратила внимание на опасность принудительного или обязательного труда, который может привести к созданию положения, аналогичного Р. Государства обязались применять такой труд только в общественных целях (ликвидация последствий различных стихийных бедствий, аварий и катастроф и др.). Там же, где обязательный труд применяется как каторжные или исправительные работы либо другие виды уголовного наказания по приговору суда, а равно на военной службе, государства "постараются постепенно и в возможно короткий срок положить ему конец". После второй мировой войны борьба с Р. ведется уже в рамках ООН. При ЭКОСОС был создан специальный комитет по вопросам Р., который после соответствующих исследований установил существование Р. в различных странах как в неприкрытой, так и Е завуалированной форме. В принятой ООН в 1948 г. Всеобщей декларации прав человека подчеркивалось, что "никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах". В 1956 г. Женевская конференция представителей 43 государств одобрила Дополнительную конвенцию об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством. Само название Конвенции свидетельствует о существенных дополнениях Конвенции 1926 г. Р. в его классическом виде постепенно исчезает, модифицируясь в обычаи и институты, сходные с ним по своей сущности. Поэтому в Дополнительной конвенции особое внимание уделено борьбе с такими явлениями, квалификация которых уточняется в целом ряде других международных соглашений. К ним отнесены: а) продажа детей и эксплуатация детского труда. От обычного общеуголовного преступления это деяние отличается своей субъективной стороной, преследуя цель продать ребенка людям (в том числе и в другие страны), которые будут использовать его в качестве бесплатной рабочей силы, лишат собственного имени и основных прав человека. Сюда же относятся факты передачи за вознаграждение родителями или опекунами своих детей в услужение состоятельным лицам; б) обращение в домашнее рабство женщин. Дополнительная конвенция запрещает покупку невесты, а также передачу ее другому лицу за вознаграждение или иным образом, в том числе по наследству. Государства обязались отменить допускающие такое положение законы и обычаи, привлекать виновных к ответственности, установить минимальный брачный возраст, поощрять регистрацию браков, получение согласия женщины на вступление в брак и др.; в) долговая кабала - форма экономического Р., т.е. "положение или состояние, возникающее вследствие заклада должником в обеспечение долга своего личного труда или труда зависимого от него лица, если надлежаще определяемая ценность выполняемой работы не засчитывается в погашение долга или если продолжительность этой работы на ограничена и характер ее не определен". Следовательно, обычный труд в погашение долга не запрещен; г) крепостное состояние, "при котором пользователь обязан по закону, обычаю или соглашению жить и работать на земле, принадлежащей другому лицу, и выполнять определенную работу для такого лица или за вознаграждение, или без такового и не может изменить свое состояние". Данное определение означает, что крепостная кабала относится только к крестьянству. Крепостное состояние не может быть оправдано национальным законодательством. Поэтому государства-участники обязались установить за него уголовную ответственность. Преступлением международного характера является и перевозка рабов на морских судах. Статья 99 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. обязывает государства принимать эффективные меры борьбы с этими преступлениями. При этом "раб, нашедший убежище на судне, под каким бы флагом это судно ни плавало, фактически свободен". Если есть основания подозревать, что судно занимается работорговлей, то оно в установленном порядке может быть остановлено и подвергнуто досмотру. УК не содержит упоминаний о Р. и работорговле, несмотря на то, что является участником всех соглашений по этому вопросу, а о фактах Р. и подневольного состояния отдельных лиц в РФ неоднократно сообщалось в СМИ.


Рабочий Дом (работный Дом) Рабство Равенство Граждан Перед Законом


Copyright © «Юридический словарь sell-express.ru», 2007-2020.