Главная      Поиск слова:


Роспуск Парламента

Значение слова:

Роспуск Парламента - в парламентарных государствах, а также в республиках смешанного типа один из основных элементов конституционного механизма государственной власти. Право Р.п. (объявления досрочных парламентских выборов) принадлежит главе государства (хотя используется им обычно только по "просьбе" правительства) и является противовесом институту парламентской ответственности правительства. Основными случаями, когда конституциями предусматривается Р.п., являются: а) невозможность сформирования правительства (Болгария, Польша) или избрания президента республики (Греция); б) выражение парламентом вотума недоверия правительству (Великобритания, Словакия, Эстония), повторное или иное многократное выражение вотума недоверия правительству в течение определенного периода (РФ, Венгрия), неутверждение программы правительства (Литва), непринятие в установленный срок предложенного правительством бюджета (Польша, Эстония). Основные ограничения возможности Р.п.: не подлежит, как правило, роспуску верхняя палата, парламент не может быть распущен в период действия чрезвычайного или военного положения (РФ, Франция, Италия, Польша), в последние шесть месяцев (или иной срок) полномочий президента (РФ, Италия, Литва), или первые шесть месяцев (Литва), первый год (Франция, РФ) полномочий парламента; в ряде стран парламент не может распускаться более определенного количества раз (напр., не чаще одного раза в год в Румынии) и т.п.
- в парламентарных государствах, а т.ж. в республиках смешанного типа - один из основных элементов конституционного механизма осуществления государственный власти. Право Р.п. (объявления досрочных парламентских выборов) принадлежит главе государства (хотя используется им, как правило, только по "просьбе" правительства) и является противовесом институту парламентской ответственности правительства. Конституции соответствующих государств обычно четко определяют перечень случаев и условий, при которых возможен Р.п. Основными случаями, в которых конституциями предусматривается возможность (или даже необходимость) Р.п. являются: невозможность сформирования правительства (Болгария, Польша) или избрания президента республики (Греция); выражение парламентом вотума недоверия правительству (Великобритания, Словакия, Эстония); повторное или иное многократное выражение вотума недоверия правительству в течение определенного периода времени (РФ, Венгрия); неутверждение программы правительства (Литва); непринятие в установленный срок предложенного правительством государственного бюджета (Польша, Эстония) и др. Основными ограничениями возможности Р.п. являются следующие: прежде всего не подлежит, как правило, роспуску верхняя палата двухпалатного парламента; парламент не может быть распущен в период действия чрезвычайного или военного положения (РФ, Франция, Италия, Польша), в последние 6 месяцев (или иной срок) полномочий президента государства (РФ, Италия, Литва) или первые 6 месяцев (Литва), первый год (Франция, РФ) полномочий парламента; в ряде государств парламент не может распускаться более определенного количества раз в определенный период (в Румынии - не чаще одного раза в год) и т.п.
- в парламентарных республиках, а также в республиках смешанного типа один из основных элементов конституционного механизма осуществления государственной власти, представляющий собой прекращение полномочий депутатского корпуса парламента или одной из его палат до истечения срока, на который были избраны депутаты. Конституционную процедуру Р.п. следует отличать от неконституционного прекращения деятельности парламента или полномочий его депутатов, которое является государственным переворотом. Право Р.п. (объявления досрочных парламентских выборов) принадлежит главе государства (хотя используется им, как правило, только по "просьбе" правительства) и является противовесом институту парламентской ответственности правительства. Конституции государств обычно четко определяют перечень случаев и условий, при которых возможен Р.п. Основные случаи, предусмотренные конституциями многих государств: невозможность формирования правительства (Болгария, Польша) или избрания президента республики (Греция); выражение парламентом вотума недоверия правительству (Великобритания, Словакия, Эстония); повторное или иное многократное выражение вотума недоверия правительству в течение определенного периода времени (РФ, Венгрия); неутверждение программы правительства (Литва); непринятие в установленный срок предложенного правительством государственного бюджета (Польша, Эстония) и др. Предусмотрены и ограничения возможности Р.п. Прежде всего, не подлежит роспуску верхняя палата двухпалатного парламента, парламент не может быть распущен в период действия чрезвычайного или военного положения (РФ, Франция, Италия, Польша), в последние 6 месяцев (или иной срок) полномочий президента государства (РФ, Италия, Литва) или первые 6 месяцев (Литва), первый год (Франция, РФ) полномочий парламента: в ряде стран парламент не может распускаться более определенного количества раз в определенный период (например, не чаще одного раза в год в Румынии).


Романо-германская Правовая Система Роспуск Парламента Российские Товары


Copyright © «Юридический словарь sell-express.ru», 2007-2020.