Главная      Поиск слова:


Континентальный Шельф

Значение слова:

Континентальный Шельф - прилегающий к территориальным водам район морского дна (включая его недра) определенной ширины, в котором прибрежное государство осуществляет суверенные права в целях разведки и разработки его природных ресурсов. Внешняя граница К. ш. проходит по внешней границе подводной окраины континентального материка или на расстоянии 200 морских миль от берега, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние. Внешняя граница К. ш. должна находиться не далее 350 морских миль от берега во всех случаях или не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты. Права прибрежного государства на К. ш. не затрагивают статуса покрывающих вод и воздушного пространства над ними. Реализация этих прав прибрежным государством не должна ущемлять судоходства и других прав и свобод, предусмотренных в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Все государства имеют право прокладывать подводные кабели и трубопроводы на К. ш. в соответствии с положениями Конвенции. В РФ статус К. ш. также определен ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" от 25 октября 1995 г.
- морское дно и недра подводных районов прибрежного государства, находящиеся за пределами его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива РФ, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема. Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль. Если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, то внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права.
– в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву, районы морского дна и их недра, простирающиеся от внешней границы территориального моря на всем протяжении естественного продолжения сухопутной (материковой или островной) территории государства до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние. Прибрежное государство осуществляет над к.ш. суверенные права в целях его разведки и разработки его природных ресурсов. В отличие от исключительной экономической зоны, прибрежное государство не обязано заявлять о своем континентальном шельфе, не обязано предпринимать какие-либо действия по разработке природных ресурсов к.ш. Права прибрежного государства на к.ш. существуют, как отметил в 1969 г. Международный Суд ООН, «ipso facto and ab initio - в силу факта и изначально». Даже если прибрежное государство само не разрабатывает ресурсы к.ш. никто не вправе делать этого без определенно выраженного согласия прибрежного государства. Тем не менее к.ш. – это не государственная территория, и все другие государства имеют право, в частности, прокладывать на к.ш. кабели и трубопроводы, а также поддерживать их в исправном состоянии. Такое право других государств обусловлено их обязательством соблюдать право прибрежного государства принимать разумные меры для разведки к.ш., разработки его природных ресурсов, предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения; кроме того, другие государства обязаны согласовывать с прибрежным государством определение трассы для прокладки трубопроводов. Прибрежное государство обладает исключительным правом разрешать и регулировать бурильные работы на континентальном шельфе, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений, в т.ч. для целей разработки минеральных ресурсов. Кроме того, как отмечено Комиссией международного права, права прибрежного государства на континентальный шельф «не включают права на такие объекты, как затонувшие суда и их груз (в том числе слитки золота или серебра), лежащие на морском дне или скрытые в его недрах.
- прилегающий к территориальным водам район морского дна, включая его недра, определенной ширины, в котором прибрежное государство осуществляет определенные суверенные права. Внешняя граница К.ш. в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. проходит по внешней границе подводной окраины континентального материка или на расстоянии 200 морских миль от берега, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние. Внешняя граница К.ш. должна находиться не далее 350 морских миль от берега во всех случаях или не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобата. Женевская конвенция о континентальном шельфе 1958 г. давала несколько иное определение внешней границы К.ш. Прибрежное государство осуществляет в отношении К.ш. суверенные права в целях разведки и разработки его природных ресурсов. Эти права являются исключительными в том смысле, что независимо оттого, производит прибрежное государство или не производит разведку К.ш. разрабатывает его природные ресурсы или не разрабатывает, никто другой не может делать этого без определенно выраженного согласия прибрежного государства. Природные ресурсы К.ш. включают минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр, а т.ж. живые организмы, относящиеся к "сидячим видам". Прибрежное государство обладает исключительным правом разрешать и регулировать бурильные работы на К.ш. для любых целей. Права прибрежного государства на К.ш. не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над этими водами. Реализация этих прав прибрежным государством не должна ущемлять осуществление судоходства и иных прав и свобод других государств, предусмотренных в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., или приводить к неоправданным помехам в их использовании. Все государства имеют право прокладывать подводные кабели и трубопроводы на К.ш, в соответствии с положениями Конвенции. Конкретные вопросы прокладки согласовываются с соответствующим прибрежным государством. Морские научные исследования на К.ш. проводятся т.ж. с согласия этого государства. В РФ статус К.ш. т.ж. определен Федеральным законом "О континентальном шельфе Российской федерации" от 25 октября 1995 г. В У К РСФСР содержатся статьи об ответственности за незаконное использование К.ш.
(от англ. shell - полка) - морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориальных вод на всем естественном продолжении сухопутной территории государства до внешней границы подводной окраины материка, не менее чем на 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориальных вод. Подводная окраина материка включает в свой состав покрытое морскими водами продолжение континентального массива, принадлежащего прибрежному государству, в том числе поверхность и недра К.ш. (средняя глубина покрывающих вод 200 м, а протяженность в сторону моря - до 1500 км), континентальный склон (глубины от 290 до 2440 м.) и континентальное поднятие или подъем (ширина до 1000 км). В состав К.ш. не входят никакие составные части дна океана на больших (абиссальных) глубинах, такие, например, как океанические хребты, впадины, ущелья (каньоны). Женевская конвенция о континентальном шельфе заключена 29 апреля 1958 г. в итоге состоявшейся в Женеве дипломатической Конференции по морскому праву. Принципы и конкретные нормы этой Конвенции были отражены во многих десятках международных договоров о разграничении К.ш. и соответствующих внутригосударственных нормативных актов. Такие соглашения заключены, например, между СССР, Финляндией и Польшей (1965, 1967, 1969) о разграничении К.ш. в северо-восточной и юго-восточной частях Балтийского моря, между Италией и Югославией (1968)о разграничении К.ш. Адриатического моря, между Ираном, Саудовской Аравией и другими государствами зоны Персидского залива (1968), Великобританией, Данией, Нидерландами, Норвегией о разграничении К.ш. Северного моря (1964-1966). Женевская конвенция содержала массу недостатков. Поэтому в ходе работы Третьей конференции ООН по морскому праву 1973-1982 гг. была подписана Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. (вступила в силу в ноябре 1994г.). Универсальная по количеству участников и по набору объектов, подлежащих регулированию, она определяет юридический статус К.ш. и правовой режим использования его как пространственной сферы и как вместилища естественных ресурсов. В случае установления границы К.ш. прибрежное государство должно учесть рекомендации специально созданной Комиссии по границам континентального шельфа, после чего такая граница будет признаваться окончательной и обязательной для всех. Разграничение (делимитация) К.ш. между сопредельными (противолежащими либо смежными) государствами должно производиться на базе взаимной договоренности заинтересованных стран. Прибрежное государство является суверенным в разведке и разработке природных ресурсов на К.ш., т.е. если даже оно не занимается указанной деятельностью, то никакое другое государство или иной субъект международного права не может делать этого без определенного выраженного согласия на то прибрежного государства. Осуществление прибрежным государством прав в отношении К.ш. не должно ущемлять международного судоходства, других прав и свобод, предоставляемых третьим государствам. Права прибрежного государства, осуществляемые им на К.ш., не затрагивают правового статуса покрывающих его вод и воздушного пространства над этими водами. Существенными правами наделено прибрежное государство в части регулирования на К.ш. деятельности по прокладке подводных кабелей и трубопроводов, другой эксплуатационной деятельности. Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г. подписали более 160 стран и ратифицировали более 60 из них. Ее положения восприняты национальным законодательством. Конституция РФ (п. 2 ст. 67) говорит, что РФ "обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе... в порядке, определяемом законом и нормами международного права". ФЗ РФ от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" уже в преамбуле прямо ссылается на общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ как на юридическое основание осуществления ею в отношении К.ш. своих суверенных прав и юрисдикции. Статьей 258 УК РФ предусмотрена ответственность за нарушение законодательства о К.ш.


Контингентные Договоры Континентальный Шельф Континуитет


Copyright © «Юридический словарь sell-express.ru», 2007-2020.