Главная      Поиск слова:


Иммунитет Государства

Значение слова:

Иммунитет Государства - в самом общем смысле неподсудность одного государства суду другого государства (см. Суверенное равенство государств). Иммунитетом пользуются само иностранное государство, его органы и принадлежащее ему имущество. В теории международного права и в международной практике обычно выделяются несколько видов И. г. Судебный И. г. состоит в том, что государство не может быть привлечено к суду другого государства в качестве ответчика, кроме случаев, прямо выраженного им согласия на это. И. г. от предварительного обеспечения иска состоит в том, что имущество государства не может быть предметом обеспечения иска. И. г. от исполнения состоит в том, что на имущество государства не может быть обращено взыскание в порядке принудительного исполнения судебного или арбитражного решения. Точно так же не должны осуществляться принудительные меры (в т.ч. арест в порядке обеспечения иска или в порядке принудительного исполнения уже вынесенного судебного решения) к государственным морским судам. Принцип И. г. отражен в законодательстве РФ (ст. 435 ГПК).
- принцип международного права, основанный на принципе государственного суверенитета. И.г. состоит в том, что в силу равенства всех государств одно государство не может осуществлять власть в отношении другого государства ("равный не имеет власти над равными"). Иммунитетом пользуются иностранное государство, его органы и принадлежащее государству имущество. Имущество иностранного государства не может быть подвергнуто мерам принудительного характера (наложение ареста и т.д.). В теории международного права и в международной практике обычно различают несколько видов И.г. Судебный И.г. состоит в том, что государство неподсудно суду другого государства ("равный над равными не имеет юрисдикции"). Государство не может быть привлечено к суду другого государства в качестве ответчика, кроме случаев прямо выраженного им согласия на это. И.г. от предварительного обеспечения иска состоит в том, что имущество государства не может быть предметом обеспечения иска. И.г. от исполнения состоит в том, что имущество государства не может быть объектом обращения взыскания в порядке принудительного исполнения судебного или арбитражного решения. Точно т.ж. не должны осуществляться принудительные меры (в т.ч. арест в порядке обеспечения иска или в порядке принудительного исполнения уже вынесенного судебного решения) к государственным морским судам. Международно-правовой принцип И.г. получил отражение во внутреннем законодательстве РФ (ст. 435 ПТК РСФСР). В законодательстве ряда государств получила отражение теория функционального (или ограниченного) И.г, согласно которой, если государство действует как суверен, то оно всегда пользуется иммунитетом. Если же государство действует в качестве частного лица, осуществляет внешнеторговые операции или же занимается какой-либо иной коммерческой деятельностью, то в таких случаях государство иммунитетом не пользуется. Согласно Европейской конвенции об иммунитете государств 1972 г. иммунитет не признается: если государство отказалось от него; само предъявило иск; спор возник по трудовому контракту в связи с недвижимостью, требованиями о возмещении ущерба, а т.ж. в связи с осуществлением в стране суда, рассматривающего дело о коммерческой деятельности. В законодательстве РФ принцип И.г. нашел отражение в ст. 435 ГПК РСФСР.
- невозможность привлечения государством к суду другого государства в качестве ответчика, за исключением случаев когда оно само дает на это согласие. Распространяется на государство и его собственность (имущество). Собственность (имущество) государства не может быть предметом принудительных изъятий, ареста и иных мер обеспечения исков и исполнения судебных решений судов других государств. Применение таких мер возможно с согласия государства. Государства могут согласиться на учреждение международного суда, решения которого будут касаться имущественных обязательств государств и их собственности. Однако выполнение решений таких судов обеспечивается самими государствами. Мнение государства может не иметь решающего значения (хотя может и учитываться) в случае развязывания им войны. Победившее государство в прежние времена (до начала XX в.) могло получить контрибуцию (дань победителю), позднее - репарации (возмещение причиненного ему материального ущерба) в соответствии с договором (соглашением) государств-победителей или двусторонним соглашением с побежденным государством. Первоначальный вывоз ценностей из побежденного государства является, как правило, принудительной акцией победивших государств. Последующие выплаты являются выражением вынужденного согласия побежденного государства с волей государств-победителей.(С. А.)
- в общем смысле неподсудность государства суду иностранного государства. Генезис И.г. восходит к обычной норме, выраженной в латинских максимах: par in parem non habet imperium, par in parem non habet jurisdictionen ("равный над равным власти не имеет", "равный над равным не имеет юрисдикции"). Юридическим фундаментом И.г. выступает суверенитет государства, закрепленный в Уставе ООН: "Под суверенным равенством понимается следующее: а) государства юридически равны; б) каждое государство пользуется неотъемлемым правом полного суверенитета; в) личность государства пользуется уважением, правом на территориальную целостность и политическую независимость; г) каждое государство должно честно выполнять свой долг и обязанности". Ни одно государство не может быть подчинено ни в каком отношении, в том числе и юрисдикционном, другому государству. Различают несколько видов И.г.: а) от действий законодательства иностранного государства, в силу которого без явно выраженного на то согласия государства в контракте, заключаемом с его участием, нельзя подчинить договорные отношения праву другого государства (поэтому в условиях, когда в каком-либо гражданско-правовом договоре, стороной по которому выступает иностранное государство, отсутствует положение о применимом праве, действует презумпция подчинения такого договора праву этого государства); б) судебный, или юрисдикционный, И.г. в узком смысле слова. На основании судебного иммунитета невозможно привлечь государство в качестве ответчика в иностранном суде или арбитраже без его согласия. Если государство в каком-то конкретном случае выступает истцом в судебном разбирательстве, данное обстоятельство не может считаться правовым основанием, в частности, для автоматического предъявления ему встречного иска. В такой ситуации также требуется его специальное согласие; в) И.г. от предварительного обеспечения иска. В случае судебного иска и согласия государства на его рассмотрение в иностранном суде последний тем не менее не вправе принять меры к обеспечению иска в отношении судебных или иных расходов посредством обращения к имуществам (денежным средствам) государства (казны) в виде наложения ареста или других подобных мер; г) И. от принудительного исполнения судебного решения. Содержание этого вида И. сходно с вышеуказанным - различие только в том, что первый направлен на обеспечение какого-либо действия суда в предварительном порядке, а второй - на обеспечение окончательных мер, т.е. принудительного исполнения судебного решения; д) иммунитет собственности государства. Рассматриваемый вид иммунитета охватывает оба ранее перечисленных вида, поскольку обеспечить в предварительном или принудительном порядке иск или решение суда можно только через обращение взыскания на имущество (собственность) конкретного государства. В зависимости от меры признания объема И.г. можно выделить теорию абсолютного иммунитета, долгое время сохранявшую значение незыблемой основы: в той или иной форме она была закреплена в законодательстве и поддерживалась судебной практикой значительного числа государств, в том числе СССР. Китая (до 70-х гг.). Великобритании, США. многих европейских и иных государств. В последние годы принцип абсолютного иммунитета более подвержен колебаниям. Так. в ФЗ РФ от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" закреплена легально возможность отказа государства от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного и (или) арбитражного решения. Это связано с тенденцией - все более активно проявляющейся в настоящее время - отказа государств от теории абсолютного иммунитета. Другая теория - теория "функционального" иммунитета (ее разновидность - теория "торгующего государства"), смысл которой состоит в том, что, если государство ведет деятельность, которую может осуществлять любое "частное" лицо, оно тем самым отказывается от иммунитета. Имеется в виду, что общее содержание И.г. должно зависеть от функций, которые выполняет государство: деятельность в порядке осуществления властных полномочий сопровождается действием иммунитета, выполнение же действий "купца", коммерсанта не может быть сопряжено с иммунитетом. В Европейской конвенции 1972 г., заключенной в Базеле, отражена еще одна теория И.г. - "теория ограниченного иммунитета", в соответствии с которой в определенных случаях (при наличии соответствующих условий) И.г. может быть ограничен. Например не признается И.г., если государство само предъявило иск, если спор возник по трудовому контракту, в связи с недвижимостью. охраной прав промышленной собственности, а также иной деятельностью в стране суда. Однако обеспечение иска в силу конвенции вообще не допускается, т.е. И.г. от предварительного обеспечения иска признается категорически.


Иммунитет Военных Кораблей Иммунитет Государства Иммунитет Депутатский


Copyright © «Юридический словарь sell-express.ru», 2007-2020.