Главная      Поиск слова:


Исключительная Экономическая Зона

Значение слова:

Исключительная Экономическая Зона - морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным Законом "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" от 17 декабря 1998 г. и нормами международного права. Внутренней границей И. э. з. является внешняя граница территориального моря, а ее внешняя граница находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. В пределах этого пространства прибрежное государство наделено суверенными правами, предоставленными ему "в целях разработки, разведки и сохранения природных ресурсов, как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке указанной зоны, таких, как производство энергии путем использования воды, течений и ветра" (Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.). Помимо этого прибрежное государство осуществляет юрисдикцию относительно деятельности по созданию и использованию искусственных островов, установок и сооружений, ведению морских научных исследований, осуществлению защиты и сохранения морской среды. При осуществлении своих правомочий в пределах И. э. з. оно обязано принимать во внимание интересы международного судоходства, права и обязанности других государств.
- морской район с особым правовым режимом, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему.
– в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву, район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему. Ширина и.э.з. не должна превышать двести морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. В и.э.з. прибрежное государство имеет суверенные права в целях разведки, разработки, сохранения природных ресурсов и управления ими, как в водной толще, так и на морском дне и в его недрах; юрисдикцию в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды; другие права и обязанности, предусмотренные Конвенцией ООН по морскому праву. Даже если прибрежное государство и не установило и.э.з., тем не менее, оно имеет исключительные права на природные ресурсы дна и недр на основе международно-правовых постановлений о континентальном шельфе. Некоторые государства, установившие не и.э.з., а 200-мильную рыболовную зону, тем не менее, национальным законом регулируют отношения, связанные с сохранением и использованием всяких природных ресурсов, а не только живых. Поскольку юридическое содержание подобного закона о рыболовной зоне не выходит за пределы конвенционных прав прибрежного государства в и.э.з., постольку такой закон соответствует международному праву. Что же касается вопроса о расширительном толковании прав прибрежного государства в его и.э.з., т.е. о правомерности закрепления в национальном законе тех из них, которые в Конвенции ООН по морскому праву прямо не предусмотрены (например, для целей применения таможенного законодательства в и.э.з), то этот вопрос остается дискуссионным. Законом «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» в главе III («Изучение и использование неживых ресурсов») предусмотрено, в частности, что разведка и разработка таких ресурсов производится на основании лицензии, условия и порядок выдачи которой, ее содержание и срок действия регламентируются федеральными законами «О континентальном шельфе Российской Федерации», «О недрах», «О соглашениях о разделе продукции» и международными договорами Российской Федерации.
- 200-мильная (365 км) полоса открытого моря, которая прилегает к территориальным водам, где только прибрежное государство может устанавливать предусмотренный Конвенцией ООН по морскому праву особый правовой режим. См. т.ж. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА.
- морской район, находящийся за пределами территориальных вод (территориального моря) РФ, включая районы вокруг принадлежащих РФ островов. Внешняя граница И.э.з. находится на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, что и территориальные воды, т.е. от линии наибольшего отлива, как на материке, так и на островах или от прямых исходных линий, соединяющих точки, географические координаты которых утверждаются Правительством РФ. Разграничение экономической зоны между РФ и другими государствами осуществляется путем соглашений на основе международно-правовых норм. И.э.з. - один из новейших институтов международного морского права, формирование которого происходило в 60-70-е гг. XX в. под влиянием нормативной практики ряда (в основном развивающихся) стран, стремившихся односторонним образом расширить свои правомочия на обширные пространства Мирового океана ("ползучая юрисдикция"). Обеспокоенность государств, обладавших большими торговыми флотами. в конце концов привела к компромиссу, достигнутому на Третьей конференции ООН по морскому праву (1973- 1982). В результате заключенная Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. исчерпывающим образом урегулировала юридический статус и правовой режим использования пространства и природных ресурсов прибрежного района, именуемого ныне И.э.з. В пределах И.э.з. прибрежное государство наделено суверенными правами, предоставленными ему "в целях разработки, разведки и сохранения природных ресурсов, как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами". Это же касается экономической разведки и разработки И.э.з., создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, защиты и сохранения морской среды. При осуществлении своих правомочий в пределах И.э.з. прибрежное государство обязано учитывать интересы международного судоходства, права и обязанности других государств. Со своей стороны, эти другие государства при осуществлении своих прав и выполнении своих обязанностей по Конвенции должны учитывать права и обязанности прибрежного государства и соблюдать установленные им в соответствии с Конвенцией и другими нормами международного права. Перечень прав других государств в пределах И.э.з. включает свободы: судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и другие виды правомерного использования моря, относящиеся к этим свободам, связанные с эксплуатацией судов, летательных аппаратов, подводных кабелей и трубопроводов, совместимые при этом с другими конвенционными положениями. Конвенция предоставляет прибрежным государствам исключительную юрисдикцию над искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных правил и законов, а также законов и правил, касающихся безопасности. Одновременно Конвенция возлагает на них обязанность надлежащим образом информировать мореплавателей о создании поименованных искусственных островов, установок или сооружений, а постоянные средства предупреждения о наличии таковых содержать в исправном состоянии. Прибрежным государствам предписывается "в целях обеспечения безопасности судоходства с учетом любых общепринятых международных стандартов, установленных в этой связи компетентной международной организацией", убирать любые покинутые или более неиспользуемые установки и сооружения, причем при удалении указанных объектов должны надлежащим образом учитываться "интересы рыболовства. защиты морской среды, права и обязанности других государств", а "о глубине, местонахождении и размерах любых установок или сооружений, которые убраны не полностью", должно делаться надлежащее оповещение. Прибрежное государство наделяется правом "там, где это необходимо, устанавливать вокруг таких искусственных островов, установок и сооружений разумные зоны безопасности, в которых оно может принимать надлежащие меры для обеспечения безопасности, как судоходства, так и искусственных островов, установок и сооружений". Определяемая прибрежным государством ширина зон безопасности с учетом применимых международных стандартов должна разумно соотноситься с характером и функциями таких объектов и не простираться вокруг них более чем на 500 м, "отмериваемых от каждой точки их внешнего края, за исключением случаев, когда это разрешено общепринятыми международными стандартами или рекомендовано компетентной международной организацией". Фиксируя требования ко всем судам уважать эти зоны безопасности. Конвенция в то же время запрещает возведение искусственных островов, установок и сооружений, "если это может создать помехи для использования признанных морских путей, имеющих существенное значение для международного судоходства". Положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. были закреплены и детализированы в нормативных актах многих прибрежных государств. Что касается ответственности за неправомерную деятельность в И.э.з., то некоторые из составов таких преступлений предусмотрены УК. Сюда могут быть отнесены многие положения гл. 26, посвященной экологическим преступлениям, в частности ст. 246, 247, 252, 253, 255, 256 УК.


Иск Регрессный Исключительная Экономическая Зона Исключительное Положение


Copyright © «Юридический словарь sell-express.ru», 2007-2020.