Коносамент
Значение слова:
Коносамент (от фр. connaissement) - товаросопроводительный документ, содержащий условия договора морской перевозки груза. Является ценной бумагой, предоставляющей его держателю право распоряжаться грузом. Выдается перевозчиком отправителю после приема груза к перевозке, служит доказательством этого приема и удостоверяет факт заключения договора. В К. определены правоотношения между перевозчиком и грузополучателем. (фр. connaissement) -1) документ, содержащий условия договора морской перевозки. Нормы о К. содержатся в Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте от 25.08.1924 г (с изменениями в соответствии с Брюссельским протоколом 1968 г.), а т.ж. В действующем в настоящее время в РФ Кодексе торгового мореплавания СССР.; 2) товарораспорядительный документ, предоставляющий его держателю право распоряжаться грузом. Распространен во внешней торговле. Выдается перевозчиком отправителю после приема груза и удостоверяет факт заключения договора. В К. определены правоотношения между перевозчиком и грузополучателем. Если обязательные условия для получателя в К. не излагаются, то делается ссылка на документ, в котором они содержатся (как правило, чартер). Может составляться: на предъявителя, на имя получателя (именной); приказу отправителя или получателя (ордерный). К. на предъявителя передается в обмен на груз путем простого вручения. Именной К. - по индоссаменту или в иной форме, но с соблюдением правил, установленных для передачи долгового требования. По ордерному К. груз выдается либо приказу отправителя (получателя) груза, либо приказу банка. Если не указано, что К. составлен "приказу получателя", то он считается составленным "приказу отправителя". Обычно К. составляется в нескольких экземплярах, причем в каждом делается пометка об их числе. После выдачи груза по одному из экземпляров К. остальные теряют силу К. относится к ценным бумагам. К. называют "чистым", если перевозчик не сделал в нем замечаний, претензий к количеству и качеству товара, и "нечистым", если в нем сделаны оговорки о состоянии перевозимого товара, груза. В.к. указываются: наименование транспортного средства, перевозчик, отправитель, получатель, место приема или погрузки, назначение груза, его наименование, фрахт и др. причитающиеся перевозчику платежи, время и место выдачи К. число составленных экземпляров. Передача К. осуществляется по правилам передачи ценных бумаг (именной, ордерный К. или К. на предьявителя) и равносильна передаче груза. К. является одним из основных документов, необходимых при таможенном контроле за грузами, перевозимыми морским сообщением. - ценная бумага, представляющая собой товарораспорядительный документ: удостоверяет право его держателя распоряжаться указанным в К. грузом, сданным для морской перевозки, и получить этот груз после завершения перевозки. Нормы о К. содержатся в КТМ и Общих правилах морской перевозки грузов, пассажиров и багажа. К. урегулирован также нормами международного частного права - Международной конвенцией об унификации некоторых правил о К. от 25 августа 1924 г. (Брюссельская конвенция). Большое внимание уделено К. и в тексте Гамбургской конвенции ООН 1978 г. "О морской перевозке грузов" (далее - Гамбургская конвенция). Отдельные нормы (о значении К. как ценной бумаги - документа, способного к обращению) содержались в старых (1983) и содержатся в новых (1993) Унифицированных правилах и обычаях для документарных аккредитивов МТП. Основные положения о К. и договоре, о морской, перевозке грузов помещаются обычно на обороте самого К. Наличие и содержание договора морской перевозки грузов может быть доказано К. Договор оформляется исключительно К. в случае перевозки грузов, как в заграничном, так и внутреннем сообщении, как в большом, так и в малом каботаже. Лишь смешанные перевозки, а также перевозки нефти по Каспийскому бассейну оформляются накладной. Таким образом: а) К. - единственный документ, могущий подтверждать заключение и наличие договора перевозки в части отношений между отправителем и перевозчиком; б) К. - документ, подтверждающий, что перевозчик принял груз к перевозке, т.е. в свое ведение. Доказывание обратного не допускается, если К. уже передан третьему добросовестному приобретателю; в) К. - документ, позволяющий получить груз от перевозчика лицу, указанному в К. К. должен составляться перевозчиком не менее чем в 2 экземплярах тождественного содержания, один из которых выдается отправителю, а другой сопровождает груз. По требованию отправителя перевозчик может выдать ему за его счет несколько экземпляров К., причем в каждом из них должно быть указано число составленных экземпляров. К. может быть именным, т.е. передаваемым в порядке цессии, ордерным - передаваемым по индоссаменту, и предъявительским, передаваемым путем простого вручения. Выдачи груза по К. могут потребовать как отправитель, так и получатель груза. Отправитель может потребовать выдачи груза до отхода судна либо в промежуточном порту себе или не тому лицу, которое указано в К., при условии предъявления перевозчику всех экземпляров К. Такое же право принадлежит любому лицу, являющемуся законным держателем всех экземпляров К. Отправитель может потребовать выдачи груза в порту назначения по одному из находящихся в его владении экземпляров К. в случаях, когда: а) К. выписан на предъявителя или является ордерным с последним бланковым индоссаментом; б) К. - ордерный с последним индоссаментом на имя отправителя либо выписан "приказу отправителя"; в) К. - именной, выписан на отправителя или с последней цессией в пользу отправителя. Получатель может потребовать выдачи груза в порту назначения по одному из находящихся в его владении экземпляров К. в случаях, когда: а) К. выписан на предъявителя или является ордерным с последним бланковым индоссаментом; б) К. - ордерный с последним индоссаментом на имя получателя либо выписан "приказу получателя"; в) К. - именной, выписан на получателя или с последней цессией в пользу получателя. После выдачи груза по одному из экземпляров К. (предъявленному первым по времени) остальные экземпляры теряют силу. Всякий экземпляр К. должен содержать следующие реквизиты: а) наименование судна, если оно известно в момент принятия груза к перевозке, либо иное соответствующее указание (о предполагаемом судне или о том, что груз принят к перевозке без предварительного определения судна); б) наименование перевозчика; в) место (порт) приема или погрузки груза; г) дата приема груза перевозчиком в порту погрузки; д) наименование отправителя; е) место (порт) назначения: ж) наименование получателя груза; з) наименование груза и имеющиеся на нем марки, необходимые для идентификации груза, так называемый общий характер груза; и) число мест или предметов, вес груза или его количество; к) внешний вид и видимое состояние груза; л) особые свойства груза; м) размер или порядок определения размера фрахта и иных причитающихся платежей за перевозку либо указание на то, что они полностью уплачены; н) место выдачи К.; о) время выдачи К.; п) число оригиналов К., если их больше одного; р) подпись перевозчика, или капитана, или их представителей. Если сторонами согласованы условия о: а) подчинении К. нормам Гамбургской конвенции: б) перевозке груза на палубе: в) времени сдачи в порту разгрузки: г) пределе ответственности - они также подлежат включению в К. Законодательство не требует обязательного включения в документ термина "К.". Это позволяет употреблять в практике и упоминать в нормативных актах "иные транспортные документы" или "безусловные морские транспортные документы", по всем реквизитам отвечающие К., но не обозначенные этим словом либо обозначенные иначе. Все они имеют силу и значение К. Перевозчик имеет право проверить правильность данных, указанных в К., однако делать это он не обязан. В последнем случае К. должен содержать оговорку типа "без ответственности за количество мест (вес, качество, состояние, утечку, лом и пр.)". Переуступка К.. равно как и его залог, совершаются по общим правилам, применяемым ко всяким соответствующим ценным бумагам. Вместе с переуступкой (залогом) переуступается (закладывается) право распоряжения грузом, которое переходит на приобретателя (залогодержателя в случае неисполнения обеспеченного залогом обязательства).
|